Три года правительства АЕИ: провалы и достижения
Фото: flux.md |
На днях исполнилось три года со дня утверждения Правительства Филата-2 Альянсом за европейскую интеграцию. Внешние партнеры молдавской власти стараются не замечать ее недееспособности и настойчиво твердят об «Истории успеха», списывая громкие провалы на издержки развития молодой демократии. Стало уже очевидным, что их отношение к «передовому отряду» Восточного партнерства строится не на реальных успехах молдавской экономики, юстиции или общественного развития, а на послушном выполнении так называемых реформ, которые приводят в нашей стране к сомнительному результату.
Оценивая деятельность власти, нужно учитывать ряд объективных и субъективных факторов, которые оказали на нее негативное влияние:
1) Международный экономический и финансовый кризис, который ограничивал возможности деятельности правительства, ограничивал внешние инвестиции, рынки сбыта, спрос на молдавскую продукцию.
2) Внутренние барьеры, спровоцированные непреодолимыми противоречиями между партиями АЕИ. Отсутствие элементарной субординации министров, не принадлежащих к ЛДПМ.
3) Применение алгоритма, который привел к излишней политизации должностей и к полному отрицанию таких принципов, как меритократия и технократия. Вследствие этого, большинство должностей заняли не профессионалы, а партийные назначенцы, продвигаемые по принципу кумовства, личной лояльности вождю партии и так далее.
4) Отсутствие политической стабильности из-за невозможности избрания президента страны, озабоченность проблемой удержания власти и борьбой с оппозицией.
5) Существование Совета Альянса и президиума правительства. Совет альянса парализовал деятельность правительства и президентуры, полностью подчинив данные структуры власти воли его членов.
6) Сильное ограничение суверенитета власти, навязывание извне многих, в большинстве своем непопулярных решений (налоговая политика, оптимизация школ, урезание социальных выплат, закон о равенстве шансов), которые поставили крест на возможности эффективного менеджмента и обеспечении экономического роста.
Своими достижениями молдавские власти считают:
1) Сближение с ЕС, США и Румынией. Изменение молдавского законодательства под стандарты ЕС. Ратификация 20 декабря 2012 Соглашения о едином воздушном пространстве с Евросоюзом.
2) Размораживание переговоров по приднестровскому урегулированию в формате 5+2. Власти добились циркуляции пассажирских и грузовых поездов через Приднестровье, достигли соглашения о создании совместных таможенных зон, договорились о признании дипломов, автомобильных номеров.
3) Разблокирование процесса внешнего финансирования, привлечение кредитов и щедрых грантов. Речь идет о сумме в 2,6 млрд долларов, из которых около 1,3 милиарда - гранты.
4) Начато строительство сегментов дорог Сэрэтень-Сорока, Кишинэу-Хынчешты, Комрат-Чумай и др. Средства, которыми распоряжается министерство транспорта, огромные - 880 млн долларов в виде грантов. Плюс 1 млрд леев - бюджет. На такие деньги можно было сделать в разы больше.
5) Начаты реформы юстиции: расформированы экономические суды, инициировано аннулирование судейского иммунитета. Реформирована система судебных приставов и адвокатуры, принят закон о нотариате. Если верить А. Тэнасе, то в 2011 году было зарегистрировано на 30% меньше заявлений в ЕСПЧ. http://www.flux.md/editii/201113/articole/11604/
6) Либерализация общественной системы: СМИ, неправительственные организации, экономическая деятельность.
Однако, по сути, речь идет о профанации не только достижений, но и деятельности правительства вообще.
1. Власти говорят о росте уровня демократии, свободы СМИ и так далее. Возьмем, к примеру, Индекс демократии, рассчитанный по методике британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist). В 2012 году данная организация дает Молдове 6.32 пункта, 67 место, определяя ее как «дефектная демократия». Столько же пунктов, и такое же место получила Папуа Новая Гвинея.Чуть ниже находится олигархическая страна – Филиппины. Чуть выше – Сербия и Монголия. А ведь годом ранее Молдова располагалась на более престижном 64-м месте, в 2008 году и вовсе занимала 62 место. Вот и весь прогресс - даже глазами британских аналитиков.
1) Преступность при власти АЕИ превзошла все мыслимые пределы, приблизившись фактически к уровню 90-х. В 2010-2011 гг. уровень преступности вырос в среднем на 30-40%. Согласно данным Национального бюро статистики, в 2012 году в Молдове зарегистрировано почти 37 тысяч преступлений, что на 42,4% больше, чем в 2009 году. Это связано, в том числе, с тем, что оптимизация персонала МВД привела к увольнению профессионалов, опытных следователей, и это негативно сказалось на деятельности министерства. Вследствие реформ свыше 1000 полицейских остались без работы, чем частично и объясняется рост преступности. Новый закон о полиции лишает полицейских права на жилье, спецпитание, и так далее.
2) Уровень коррупции остается предельно высоким. Индекс восприятия коррупции, согласно Transparency International, в 2001 году составлял 3,1 пункта, (63 место), то есть был выше среднего (шкала от 0 до 10, 0-это самый высокий уровень коррупции, 10 самый низкий).Лучший показатель Молдова достигла лишь в 2009 году, когда страна имела 3,3 пункта, занимая более солидное 92 место. В2010 - 2011 г.г. страна опять деградирует до 2, 9 пунктов, (108 место в мире 2011). А ведь всё, что ниже 3.0, считается очень высоким уровнем коррупции, её критической гранью.
3) Экономические показатели свидетельствуют о деградации молдавской экономики. В 2009 году ВВП упал на 7%, а дефицит бюджета достиг 8 млрд леев (ПКРМ утверждает что дефицит был 3 млрд леев). Хотя в 2010 удалось достичь роста в 7%, а в 2011 – 6%, в 2012 году Молдова оказалась единственным государством СНГ, снизившим уровень ВВП на 1%. В то же время, лишь за четыре месяца 2012 года было ликвидировано 1071 фирма (http://www.basa.md/ru/economics/5590). Экспорт рос за счет реэкспорта, экономический рост держался на денежных переводах от гастарбайтеров, за счет грантов и кредитов, достигших 23% от ВВП. Совокупный внешний долг уже перевалил за отметку в 5 млрд долларов, и продолжает расти. По мнению экономического эксперта Елены Гореловой, к улучшению экономической ситуации в Молдове нет предпосылок в условиях ужесточения налоговой нагрузки на бизнес. Экономика продолжит все больше уходить в тень, чему способствует давление на экономических агентов со стороны контролирующих органов.
4) Социальные показатели отрицательны. По данным опроса «Барометр общественного мнения», который был представлен в ноябре 2012 года, более 72% граждан страны считают, что Молдова движется в неправильном направлении. Около 50% недовольны своим уровнем жизни, у 75% населения хватает средств лишь для того, чтобы выжить. Министерство социальной защиты предложило аннулировать с 1 июля 2012 номинальные компенсации для 12 социальных категорий (речь идет о 241 тысяче людей и о сумме «экономии» в 350 млн леев). Объяснениеэтому невообразимо цинично: министерство считает, что семьи, которые имеют доход в 849 леев, не нуждаются в компенсациях! Это решение привело в отчаяние десятки тысяч инвалидов и бедных семей. В2012 году, только 76 тысяч семей получали социальную помощь. Средний размер социальной помощи составляет около 790 леев.
5) Ликвидация образования. Оптимизация (речь идет о намерении властей закрыть или реструктурировать 378 школ до 2015 года) осуществляется нерационально и бесконтрольно. Только за 2012 год было оптимизировано 110 школ, 57 из которых были закрыты.При этом не ясна мотивация данного политического решения, и количество школ, предлагаемых к закрытию. Власти находят деньги на повышение зарплат мэрам, судьям, депутатам, на закупку дорогостоящих самолетов, но не находят 200 млн леев на поддержание школ! Всоответствии с планом реформы, власть обязуется сократить в сфере образования как минимум 5 600 педагогов и вспомогательного персонала. Что будет в дальнейшем с этими людьми, и как это отразится на качестве образования, ответа пока нет.В ходе оптимизации были выявлены коррупционные схемы с покупкой автобусов министром Шляхтицким (ущерб - 16 млн леев). Непонятна причина внедрения в школьную программу ущербной для сознания нового поколения «истории румын».
6) Инфраструктура (дороги, газопроводы, канализация) продолжает разрушаться. Министерство транспорта (ЛП) - имеет огромный бюджет, более чем 1 млрд леев. По данным анализа Expert-Grup, европейские гранты на развитие инфраструктуры дорог, полученные РМ, составили за последние три года около 882 млн долларов. Но где же дороги? МТ растянуло до бесконечности процесс продажи билетов low-cost, было замешано в скандальных проектах по продаже отрезков железнодорожных путей, потратило как минимум 2.2 млн евро на модернизацию старых локомотивов, которые на следующий день вышли из строя, и т.д. Результат: в 2009 году, Республика Молдова занимала предпоследнее в мире, 132 место из 133, по качеству дорог.http://www.azi.md/ro/story/1691. В 2013 году –Молдова заняла уже последнее место по качеству дорог, согласно отчету о глобальной конкурентоспособности, подготовленному экспертами Мирового экономического форума.http://zn.ua/UKRAINE/ukraina-zanyala-po-kachestvu-dorog-137-mesto-v-mire-iz-144-117871_.html Это и есть результат деятельности министра ветеринара на должности главного транспортника страны.
7) Финансовая сфера. Минфин продвигает налоговые политики, рекомендованные международными финансовыми структурами, которые теоретически призваны наполнить бюджет и вывести теневую экономику в легальное русло (по некоторым данным теневая экономика составляет около 55% ВВП). Однако в реальности, бюджет еще больше сокращается, а экономика еще больше загоняется в тень. Бизнес находится под постоянным прессингом. Налоговый кодекс кишит уловками, которые формируют широкое поле для произвола налоговиков. В итоге, бюджетно-налоговая политика минфина была и остается объектом для жесткой критики и причиной сомнительной экономической отдачи.
8) Затеянные реформы в области медицины перечеркнули все те завоевания в области здравоохранения, которые еще сохранялись в Молдове со времен Советского Союза: бесплатное медицинское обслуживание, доступность медпомощи, профилактика заболеваний.
Власть ставит себе с заслугу то, что начала и продвигает переговоры по зоне свободной торговле с ЕС, и это является одним из самых больших успехов. Однако, никто не знает, что именно закладывается в соглашение с ЕС по зоне свободной торговле, и чем это обернется для молдавского как производителя, так и потребителя. Ясно, что ЕС однозначно использует стремление действующего Правительства любой ценой подписать это соглашение (АЕИ нужно продолжение истории успеха), навязав условия, односторонне выгодные Западу. При этом существует высокая вероятность, что этим соглашением Республика Молдова откроет двери иностранному капиталу и для скупки сельскохозяйственных земель, против чего выступает подавляющее большинство населения РМ.
Источник: ko.md
Комментариев нет:
Отправить комментарий