суббота, 23 марта 2013 г.

Кто в доме хозяин – мы или европейские чиновники?


    Мы привыкли, что нас унижают реформаторы с большой дороги, чиновники, бюрократы, полицейские. Но у любого народа существует какое-то минимальное чувство собственного достоинства. К Республике Молдова, её руководству, политикам и гражданскому обществу это не относится.

Известный американский государственный деятель и дипломат Генри Киссинджер как-то сказал об Израиле: «У этого государства нет внешней политики – есть только внутренняя». Эти слова вряд ли будут справедливы для Молдовы, у которой нет ни внешней, ни внутренней политики. Это становится особенно понятно, учитывая недавние комментарии европейских чиновников относительно формирования новой правящей коалиции в Молдове.
Сначала экс-представитель ЕС в Молдове Кальман Мижей принялся рассуждать о предварительных условиях формирования нового Альянса. По его словам, перед самым началом дискуссий политикам следует принять на себя взаимное обязательство, а именно: нынешняя коалиция останется неприкосновенной.  Однако на этом Мижей не остановился: он позволил себе оценивать премьерские перспективы тех или иных молдавских политиков. По его словам, «ни одно из главных действующих лиц конфликта – премьер Филат и господин Плахотнюк – не может впредь занимать какую-либо лидерскую позицию в правительстве». Бывший спецпредставитель ЕС уточнил: ЛДПМ имеет право потребовать пост премьер-министра, но лишь при условии, что кандидатом на эту должность будет не Влад Филат. В заключение Кальман Мижей неодобрительно высказался по поводу участия ПКРМ в переговорах о создании Альянса: «В сложившейся ситуации я не думаю, что приглашение ПКРМ на коалиционные дискуссии стало бы осмотрительным решением».
А затем уже действующий глава делегации Евросоюза в Молдове Дирк Шубель позволил себе трактовать текст Конституции Молдовы. Он заявил в интервью каналу«Публика»: «Не существует ограничительных сроков для определения главой государства кандидата на пост премьер-министра. С момента, когда будет названо имя, должно пройти 45 дней. Но до того времени может пройти и полгода. И Конституция не будет нарушена». То есть официальное должностное лицо другого государственного образования озвучивает рекомендацию, как в Молдове следует определять кандидата в премьер-министры.
Даже Партия коммунистов не отреагировала на это наглое вмешательство во внутренние дела Молдовы отдельным заявлением. Реакция последовала только от отдельных депутатов и активистов ПКРМ. Так, в ответ на заявление Мижея редактор газеты «Коммунист» Александр Исаев написал у себя на странице в сети Facebook: «Внешнее управление. Бантустан. Кандидатов в премьеры называет экс-представитель ЕС».Комментариями в сети отметились и другие активисты ПКРМ.
Поразительно, что, кроме отдельных представителей ПКРМ, больше ни одна из молдавских партий не возмутилась таким откровенно грубым и хамским попранием молдавского суверенитета. Сохранили молчание два Влада-гладитатора – Филат и Плахотнюк, которым прямо указали их место на молдавской политической сцене. Смолчало и молдавское общество.
Мы привыкли, что нас унижают реформаторы с большой дороги, чиновники, бюрократы, полицейские. Но у любого народа существует какое-то минимальное чувство собственного достоинства. К Республике Молдова, её руководству, политикам и гражданскому обществу это не относится.
Уже на протяжении нескольких лет Молдова не обладает статусом самостоятельного политического игрока. Когда в Молдову в декабре 2010 года приехал тогдашний глава администрации президента России Сергей Нарышкин и провёл встречу с лидерами ПКРМ и ДПМ, Влад Филат назвал этот визит «вмешательством во внутренние дела Молдовы». «Еще в аэропорту Нарышкин выразил свою озабоченность по поводу суверенитета нашей страны и изменения курса развития страны. Вы увидите разницу между отношением российского и европейских чиновников, которые в ближайшие дни прибудут в Молдову. Могу уже сейчас сказать, что они проведут встречи со всеми политическими партиями без разбора и без указаний, что нам делать. Мы заслушаем мнения наших партнеров, но решения будут приниматься в Молдове», - заявил тогда Филат в эфире телеканала «Молдова-1».  
Однако почему Филат молчит сегодня, когда заявления европейских чиновников относительно внутриполитического процесса в Молдове становятся куда более резкими, прямолинейными и безапелляционными? Почему экс-премьер не возмущается, когда экс-посланник ЕС решает, кому можно, а кому нельзя претендовать на должность главы нового правительства? Почему Филат сегодня не напоминает Мижею, что встречаться и вести переговоры надо «со всеми партиями без разбора и без указаний, что нам делать»? Наконец, почему лидер ЛДПМ не напоминает господам Мижею и Шубелю, что «решения будут приниматься в Молдове»?
Можно, конечно, спросить – кто такой сегодня Кальман Мижей, что на его реплики должен реагировать Влад Филат. Но Мижей продолжает работать в структурах ЕС и не является частным лицом. И в эфир молдавского ТВ его приглашают именно в качестве экс-представителя ЕС по Молдове. Можно лишь предположить, какой была бы реакция, если бы заявление, подобное Мижею, сделал бы Валерий Кузьмин или любой другой посол России в Молдове.
К сожалению, мы вынуждены в очередной раз констатировать: Молдова не является суверенным государством. Она утратила свой суверенитет уже давно – когда курс на евроинтеграцию страны был объявлен безальтернативным в название внешнеполитического ведомства самопроизвольно, без референдума или какого-либо иного совета с народом, была включена синтагма «европейская интеграция». Справедливости ради придётся отметить, что у власти был не «Альянс за евроинтеграцию», а Партия коммунистов Республики Молдова. Тогда казалось, что европейский вектор позволит ПКРМ, с одной стороны, удержаться у власти на максимально долгий срок, а с другой – заручиться поддержкой Европы в решении приднестровской проблемы.  
Приднестровье вернуть не удалось – смена курса лишь укрепила Тирасполь в решимости отстаивать свой суверенитет и евразийский вектор развития. Коммунистам удалось удержаться у власти в 2005 году, избежав цветной революции (сегодня коммунисты любят вспоминать, что они эту революцию «возглавили»). Однако уже выборы 2007 года показали, что у Запада есть более надёжные кандидаты на роль локомотива евроинтеграции. В итоге к молдавским коммунистам пришло прозрение, но маховик запущен. Нельзя садиться обедать с дьяволом – у него ложка длиннее.
Да, на внутримолдавскую политику пытается повлиять не только Запад, и визит Нарышкина в декабре 2010 года вроде бы подтверждает это. Возможно, и не следовало столь демонстративно проводить встречу с двумя участниками переговоров в резиденции российского посла, а потом выходить к журналистам. Но ни Сергей Нарышкин, ни другие посланники Кремля никогда не позволяли себе заявлять, кого они желают, а кого нет, видеть в молдавском руководстве в качестве условия, например, приднестровского урегулирования. Россияне заявляли, что восстановление территориальной целостности Молдовы не совместимо с нынешней конституцией страны. Но никогда российские представители не позволяли себе трактовать молдавскую конституцию на предмет назначения внутренних выборов!  
***
Из всего вышесказанного разные страны могут сделать для себя определённые выводы.  
Для России: когда в Москву приедет какой-нибудь молдавский деятель, облечённый высоким титулом вроде «президента», «премьер-министра» или «спикера парламента» –знайте, что он не представляет суверенную страну, а протекторат. Обсуждать с этими людьми нечего – они самостоятельно ничего не решают и не будут решать. Лучше всего воспользоваться словами героя Дмитрия Харатьяна из фильма «На Дерибассовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди»: «Я буду говорить с пастухом, а не с его безмозглым бараном».
Для Приднестровья: когда вас пытаются втиснуть в единую Молдову, знайте, что вас хотят сделать частью бесправного протектората, на политику которого вы влиять не будете. Потому что на эту политику не влияют даже жители Кишинёва и Бельц.   
Для гражданского общества Молдовы: если вы сегодня не выйдете на митинг протеста против грубого и наглого вмешательства во внутренние дела вашей страны,завтра обнаглевшие европейцы будут хозяйничать у вас в квартире. Сегодня они решают, кому вами править и как трактовать законы вашей страны, а завтра они будут проверять, насколько политкорректны книги, которые вы читаете, фильмы, которые вы смотрите, и сайты, которые вы открываете, и насколько соответствует ценностям свободного общества воспитание ваших детей. А вы, наивные, думали, что тоталитаризм бывает только советским?
Чувство собственного достоинства трудно воспитывается. Трудно осмелиться напомнить бестактным гостям, положившим обе ноги на ваш стол, кто в доме хозяин. Но когда-то надо начинать!
Букарский ВладимирБукарский Владимир
Политолог, политический аналитик

Комментариев нет:

Отправить комментарий