Бухарест выплатил европейскому содружеству 8 миллиардов евро, а получил 10 миллиардов, сопряженных со множеством условий и ограничений. Внешний долг страны вырос впятеро. Зарплаты сокращены на четверть. Из непроданного остались только недра.
Румыния в числе первых стран бывшего социалистического лагеря заявила о своем намерении присоединиться к НАТО и ЕС. Большая часть политических и социально-экономических реформ, проведенных здесь за последние 20 лет, были и условием, и частью этого интеграционного процесса. Причем, перечень этих реформ стандартен для всех желающих стать членом единой европейской семьи. Вот почему этот опыт полезен и для Молдовы.
Благими намерениями выстлана дорога… в ЕС
В 1993 году Румыния подписала с ЕС договор об ассоциировании, в 1994–м подала заявку на вступление и приступила к реформам, которые, в соответствии с так называемыми Копенгагенскими критериями, должен провести каждый претендент. Их результатом должно стать: в политической сфере – наличие стабильных институтов, гарантирующих демократию, правовой порядок, соблюдение прав человека и прав национальных меньшинств, в экономике – конкурентоспособность и соответствие рыночным принципам, а также (это условие было добавлено позже, но для ЕС принципиально важно), согласие осуществлять аграрную политику Союза. И, наконец, готовность принять институциональные и юридические нормы ЕС для выполнения обязательств полноправного члена политического, экономического и валютного союзов.
В теории эти критерии реформ - едва ли не вершина демократических и социально-экономических ценностей современного мира. На практике они оказываются трудно осуществимыми, с чем столкнулась и Румыния. Они также сопряжены со множеством издержек, значительная часть которых становится слишком высокой платой за ожидаемые блага. Но, что примечательно в случае с нашей запрутской соседкой, разочарованными в итоге оказались обе стороны: и вступившая, и принимавшая.
Клиент так и не созрел
Вместе с Болгарией Румынию приняли в ЕС в 2007 году. К тому времени обе страны не соответствовали Копенгагенским критериям. В ЕС это понимали. Решение принималось скорее из геополитических соображений и из расчета, что со временем устранят хвосты в виде слабой экономики, большой бедности, высокого уровня коррупции. В самой Румынии надеялись сделать рывок вперед благодаря денежным рекам из Еврофондов, которые потекут после вступления в ЕС.
Но хвосты так и остаются хвостами, лишь удлиняясь в размере. В самом ЕС в открытую говорят о том, что поспешное принятие Румынии и Болгарии было ошибкой и – внимание! - уроком в плане перспектив последующего расширения. Именно потому обе страны до сих пор не допущены в Шенгенскую зону. Больше того, власти Голландии не раз заявляли, что не дадут на это своего согласия никогда.
Не совпали ожидания с реальностью и для населения Румынии, больше половины которого, по опросам, считает, что жизнь только ухудшилась и даже ностальгирует по социалистическим временам. Власти Румынии объясняют ситуацию в стране экономическим кризисом в ЕС и даже двойными стандартами европейцев по отношению к странам-членам.
Румыния остается одной из самых бедных стран ЕС, уступая в этом показателе лишь Болгарии. Ее ВВП на душу населения – 49 процентов от среднеевропейского уровня. По подсчетам румынских экономистов, чтобы догнать в этом плане европейцев, им понадобится 45 лет! За чертой бедности живет почти половина граждан. С 2007 года средняя зарплата увеличилась всего на 66 евро. Цены в стране быстрее приблизились к общеевропейским, чем доходы. Если доходы выросли на 21,15 процента, то инфляция – на 34,05. Минимальная зарплата в Румынии - 157,26 евро.
Где нашли, где потеряли
Деньги и технологии, поступавшие извне, стали главным плюсом евроинтеграции. Но, как оказалось, их еще нужно уметь использовать. Иностранные инвестиции вкладывались, главным образом, в открывавшиеся предприятия, большую часть которых составляли автопромышленные. Румыны получали рабочие места за плату существенно меньшую среднеевропейской. В то же время уменьшилась доля традиционных отраслей, чья продукция не выдерживала конкуренции.
Но главной жертвой стало сельское хозяйство. Его не спасли даже субсидии из еврофондов, на которые так рассчитывали румынские фермеры. В аграрном секторе двойные стандарты ЕС оказались самыми явственными. Для Румынии это стало особенно чувствительно: здесь сельским хозяйством занято около трети населения.
Виной всему - несправедливая единая сельскохозяйственная политика ЕС. Ее цель - создать европейским аграриям из государств Старого Света практически парниковые условия: искусственно удерживая высокие цены на агропродукцию внутри ЕС, запрещая покупать ее за пределами Европы, плюс выделяя фермерам значительные субсидии. Но - не всем одинаковые. Формально претендовать на субсидии могут лишь агрохозяйства с передовыми экологически чистыми технологиями, соответствующими жестким директивам ЕС, определяющим самым детальным образом все ступени производства – от допустимого содержания удобрений, до размера плодов. В Румынии большая часть аграриев - мелкие фермеры, ведущие полунатуральное хозяйство. Но мелкий фермер из Франции априори получит от государства дотаций больше, чем болгарский или румынский. Размер субсидий в Румынии - в среднем 50 евро/га, в Польше – 190, в Германии и Франции – 400-500. Наибольший урон от несоответствия стандартам ЕС и неконкурентоспособности понесло животноводство. С 2007 по 2013 годы поголовье крупного рогатого скота в Румынии сократилось с 2 миллионов 734 тысяч до 1 миллиона 985 тысяч.
Сокращение реального сектора привело к росту безработицы. Ее официальный уровень не самый высокий в ЕС, но лишь за счет миграции. В результате высокой смертности и оттока на заработки за 10 лет Румыния потеряла 12 процентов населения - около 2,5 миллионов человек. Но принимают румын на работу не везде, все упирается во все то же Шенгенское соглашение. Имидж страны - один из худших в ЕС, что оправданно: в Великобритании, например, румыны на втором месте после поляков по задержаниям за правонарушения.
На финансовой игле
За время пребывания в ЕС Румыния получила огромные финансовые средства извне. Во-первых, из еврофондов. Но власти Румынии сумели их освоить лишь в размере 7 процентов. Даже в этой сфере румынские чиновники сумели прославиться коррупционными схемами. Недавний скандал о злоупотреблениях в девяти многомиллионных контрактах на прокладку автострад - лишь один из примеров того, как использовались европейские деньги. Если подозрения о фальсификации тендеров подтвердятся, Бухаресту придется вернуть Евросоюзу 700 миллионов евро.
Для правительства Емила Бока это совсем не кстати: и так не удается вписаться в стандарт ЕС по бюджетному дефициту. Более того, в стране все больше говорят о том, что Румынии ЕС обходится дороже, чем она ему. С 2007 по 2012 годы Бухарест выплатил европейскому содружеству 8 миллиардов евро (обязательный взнос в виде 1 процента от ВВП), а получила, пусть даже по своей вине, 10 миллиардов, сопряженных со множеством условий и ограничений.
Кроме того, для спасения от кризиса в 2009 году румынские власти взяли кредит у МВФ в размере 20 миллиардов долларов. Согласно соглашению с фондом, Румыния проводит режим сокращения бюджетных расходов, увольняются госслужащие, на четверть сокращены зарплаты. Но никакого намека на улучшение ситуации в стране. Внешний долг Румынии с момента вступления в ЕС вырос впятеро и достиг уже 98 миллиардов евро. По этому показателю наша запрутская соседка находится в Евросоюзе на втором месте после Греции.
Реформы как образ жизни
Румынский премьер Емил Бок (бывший премьер - прим. СТОПВОРа) объявил о своем намерении добиться финансовой самостоятельности страны и брать новые кредиты у МВФ только в случае глобального кризиса в Еврозоне. Но, чтобы вернуть уже взятые деньги, правительству Румынии придется следовать предписанным рецептам реформ. То же предусматривают и требования ЕС на период кризиса. Значит, страну по-прежнему ждет режим строжайшей экономии. Чтобы добиться роста поступлений в бюджет, МВФ настоятельно рекомендует румынским властям приватизировать то, что еще не продано частникам. Хотя, как пишут румынские экономисты, продавать осталось разве что недра. Потому прогнозы на 2013 год чаще звучат очень пессимистичные. А разочарование от реформ, которым конца и края нет, становится все большим.
Светлана Романцова
Комментариев нет:
Отправить комментарий