суббота, 13 апреля 2013 г.

Сумеречная зона


Фото: pan.md
IT-сектор Молдовы становится все более закрытым для местных разработчиков.

Отдавая молдавские рынки на откуп западному бизнесу, власти лишают страну не только доходов, она теряет интеллектуальный потенциал. Подобно тому, как почва беднеет, когда из нее вымываются все полезные элементы, так и государство разрушается, когда из него вымываются мозги и материальные ресурсы.

В конце прошлой недели на одной из пресс-конференций было объявлено о намерении 10 румынских компаний в области IT-безопасности прийти на молдавский рынок. По информации «Панорамы», это заявление насторожило местных разработчиков, поскольку в последние три-четыре года большую часть государственных заказов по созданию электронного правительства уже выполняют румынские компании, молдавские же – в большинстве своем – к проектам просто не допускаются.

С одной стороны, можно понять заказчиков – румынские компании приходят с уже готовыми решениями, апробированными на их рынке, и в этом их главное преимущество. У местных разработчиков нет такого опыта и нет готовых решений. Уже одно это исключает их из категории возможных претендентов на участие в тендерах. Хотя это и есть порочный круг: как молдавской компании приобрести достаточный опыт, если возможность его получения, в результате малопонятных манипуляций молдавских чиновников, оказывается изначально перекрытой?

Кроме того, большая часть государственных заказов в области IT-технологий осуществляется на деньги доноров, которые, может быть, напрямую не влияют на исход конкурсов. Но влияют косвенно, предъявляя невыполнимые для местных разработчиков условия. Учитывая эти обстоятельства, конкуренция складывается не в пользу молдавских компаний.

Более того, местные специалисты утверждают, что область проведения тендеров и исполнения госзаказов в молдавском IT-секторе в последнее время ушла в «сумеречную зону». Несмотря на публичные презентации, нет реальной информации о том, что там происходит на самом деле. И это неудивительно: в эту область сегодня направлены огромные средства, за право их использовать идет нешуточная борьба.

Объем выделенных фондов в информатизацию Молдовы составляет ежегодно более 800 млн. леев (50,1 млн. евро). Около 12% от общей денежной суммы выделяется из госбюджета. Этот факт подтверждают как исследования, проведенные на национальном уровне, так и мировые рейтинги.

Мы часто говорим о том, что западные компании для Молдовы – это благо. В том смысле, что они приносят с собой новые технологии, новые для нас правила организации бизнеса, инвестиции и т.д. Но что значит – 10 иностранных компаний намерены прийти на местный рынок IT?

Да, они будут внедрять в Молдове свой продукт (технологии, сервисы и т. д.). И таким образом работать на свое государство! Потому что доходы от реализации продукта, налоги, социальная и медицинская страховки будут идти в их страну. При этом технологии – интеллектуальный потенциал – также будут наращиваться не в молдавских, а в иностранных компаниях.

И что же в таком случае это дает Молдове? Внедренный продукт? Но он устареет, и достаточно быстро. Что еще? Долги по кредитам, которые будут возвращать будущие поколения через госбюджет? И все!

Хотя нет, не все. Специалисты отмечают, что в последние два-три года в Молдову приходят иностранные, в основном румынские, IT-компании, специально созданные для работы на молдавском рынке. Это своеобразный «кот в мешке»: об их профессионализме ничего не известно, а их работа не гарантирует успех. Сегодня в молдавском правительстве «застряли» как минимум три крупных проекта в области информационных технологий. И это только то, что лежит на поверхности. Потому что, повторимся, никто не знает, что именно происходит в сфере государственных закупок IT-услуг.

Достаточно спорная информация приходит также об IT-проектах, реализованных в Молдове в последние два-три года. Например, в статистике до сих пор нет сведений о переписи сельскохозяйственных угодий и сельхозживотных, которую проводила румынская компания Teamnet в 2010 году. В 2011-м были заявлены предварительные результаты переписи. Однако окончательные данные общественность не видит до сих пор.

Можно вспомнить и о прошлогодней шумихе в прессе о том, что представитель Ericsson в Румынии обвиняется в отмывании денег в Пограничной службе Молдовы. Казалось бы, известный мировой производитель, но выполнение молдавского IT-проекта румынской командой оставило и на нем свой неприглядный отпечаток.

Есть у специалистов вопросы и по другим проектам, реализованным на многомиллионные кредиты внешних доноров, в частности по проекту создания Регистра кадров государственных служащих, системы государственного электронного документооборота, информационной системы Министерства труда, социальной защиты и семьи и т.д.

Тема проектов внешних доноров заслуживает отдельного внимания. В чем их ценность? Если разложить каждый из них на составляющие, то приходишь к выводу, что они приносят стране больше вреда, чем пользы. Зачастую обязательным условием кредитов, которые внешние доноры предоставляют на действительно льготных условиях, является участие иностранных консультантов в подготовке реализации проекта.

Грубо говоря, процентов 50-60 выделяемых средств уходит на гонорары, оплату пятизвездочных гостиниц, авиаперелеты и другие затраты иностранных советчиков. По умолчанию учтем коррупционную составляющую, без которой ни один финансовый проект в Молдове не удается, а также проценты по кредиту. И что остается в сухом остатке?

Сомнительный результат проекта и огромный долг молдавского бюджета, а в конечном итоге и всех молдавских налогоплательщиков перед внешними донорами.

Мудрые правители понимают, что развивать свое государство нужно, развивая потенциал своих граждан. В принципе, молдавские правители также произносят правильные слова.

– Человеческий капитал – двигатель развития во всем мире, а информационные технологии – это область, которая основана на инновационном потенциале людей и способствует росту экономики, – сказал премьер Влад Филат еще год назад.

Однако почему тогда дела этих правителей расходятся с делом? Почему профильное Министерство информационных технологий и связи хранит молчание и не остаивает интересы отрасли, за которую отвечает?

Наверное, потому, что наши доноры говорят нам, что протекционизм – это зло. И тем не менее президенты крупных держав не гнушаются продвижением интересов национальных компаний в других странах – не только при помощи дипломатии, но также «на кончиках штыков». Потому что это и есть сила и потенциал государства. Когда нам говорят, что сильные иностранные компании в Молдове – это благо, с этим спорить не приходится: действительно благо – для тех стран, из которых они сюда пришли.

Для Молдовы благо, когда развиваются ее компании, ее бизнес. Когда в национальной экономике наращивается интеллектуальный и производственный потенциал. А что такое потенциал? Это возможность самостоятельного развития, движения вперед. Этой возможности не будет, если государство не будет заботиться о национальном бизнесе.

Еще несколько лет назад представители молдавской власти говорили о том, что в стране от прежнего промышленного великолепия остались две отрасли, которые могут худо-бедно вытягивать национальную экономику. Это сельскохозяйственное производство и информационные технологии.

А в 2010 году премьер-министр Влад Филат и вовсе заявил о приоритетной роли IT-сектора для молдавской экономики. В конце 2012-го, посетив новый офис одной из IT-компаний в Кишиневе, глава правительства даже предложил отметить это место: «Сделано в Молдове». Министр финансов подтвердил: «IТ-компании страны – это пример прибыльного бизнеса и миллионных инвестиций».

Сфера IT ежегодно растет в Молдове на 50%, а количество IТ-компаний увеличивается на 12%. В области информационных технологий и коммуникации работают около 20 тыс. человек.

Так зачем же «рубить сук, на котором сидишь», зачем нужно искусственно тормозить развитие одной из наиболее перспективных отраслей отечественной экономики?!

Эта проблема не нова – в последние годы она очень часто дискутировалась. Но чем дальше, тем становится только хуже. Почему нельзя хотя бы в одной отрасли, раз она такая прогрессивная и перспективная, сделать так, чтобы слова не расходились с делом?

Михаил Дербенев

1 комментарий: