На прошлой неделе глава делегации ЕС в Молдове Дирк Шубель вольно или невольно спровоцировал политический скандал. В интервью одному из телеканалов он заметил, что по срокам определения кандидатуры премьера партии бывшего правящего альянса могут не торопиться. Мол, Конституция не будет нарушена даже в том случае, если до этого момента пройдет полгода или еще больший срок.
В своем комментарии дипломат, по сути, указал молдавским властям, как следует трактовать национальное законодательство. Позиция Шубеля вызвала недоумение у многих экспертов и политических аналитиков - как в Молдове, так и за рубежом.По закону, единственным органом, который полномочен толковать эти положения, является Конституционный суд РМ. Даже Венецианская комиссия Совета Европы, к которой наша страна часто обращается за помощью, всегда подчеркивает, что ее выводы носят рекомендательный характер, а окончательное решение за национальными властями. Однако позиция Дирка Шубеля прозвучала в утвердительной форме и в манере, не свойственной для дипломатических кругов. В другой стране похожая ситуация могла бы привести к международному скандалу и реакции со стороны внешнеполитического ведомства, в полномочиях которого требовать объяснений от "неделикатных" дипломатов.
Бывший посол Молдовы в Совете Европы и ООН Алексей Тулбуре адресовал главе делегации ЕС ряд вопросов в связи с прозвучавшим заявлением. "Знает ли г-н Шубель какого-либо молдавского дипломата, который интерпретировал бы публично конституцию ФРГ (или другого какого-нибудь государства-члена ЕС), находясь на ее территории в дипмисии?", - спрашивает эксперт. По его словам, в каждом законе есть, помимо букв, и так называемый дух: если буквами не описана ситуация, то исполнителю закона предлагается руководствоваться здравым смыслом, доброй волей, прецедентами, опытом своим и других, а также стремлением к общему благу. В Молдове и раньше правительства уходили в отставку, но главы государства всегда предлагали, после консультаций с парламентскими фракциями, кандидатуры новых премьеров в срок не больший, чем две недели.
"Считает ли г-н Шубель, что когда страной "руководит" по полгода и больше отставленное правительство, не могущее принимать никаких серьезных решений, это нормально? Уверен ли г-н Шубель, что это отставленное правительство способно провести за эти полгода реформы (а проводить надо - вильнюсский саммит как раз через полгода), которые оно не проводило в своем полноценном состоянии все три года? Как думает г-н Шубель, что было бы молдавскому дипломату, веди он себя в Германии (или любом другом государстве-члене ЕС) так, как ведет себя г-н Шубель в Молдове?", - интересуется Алексей Тулбуре.
Молдавские же власти сделали вид, что ничего не произошло. Отчасти это объясняется тем, что заявление Шубеля прозвучало на фоне кулуарных усилий Евросоюза по наведению порядка на молдавском политическом Олимпе и принуждению лидеров бывшего альянса пойти на мировую. На протяжении последних недель в Молдову из Брюсселя регулярно поступают сигналы о том, что не следует доводить дело до досрочных выборов, результат которых может не устроить партнеров по развитию. Властям дают понять, что они должны прийти к компромиссу, если хотят, чтобы поток финансовой и политической поддержки от ЕС не прекращался. Очевидно, что в этой игре, где ставки слишком велики, соблюдение молдавских законов, да и элементарных этических норм отходит на последний план.
Автор: Алексей РИХТЕР
Источник: ko.md
Комментариев нет:
Отправить комментарий