КИШИНЕВ, 1 мар – Новости-Молдова, Виктор Воскобойник. Даже если мы будем чинить ежегодно 100 километров национальных дорог, нам не хватит 100 лет для того, чтобы снять проблему. Мы же ремонтируем пока не более 50-70 км в год. Если прибавить к тому же качество этого ремонта и то, что отремонтированные дороги уже через пару десятков лет вновь потребуют ухода, то получается, что в нашей стране классных дорог повсеместно не будет никогда, заявил в пятницу ИА Новости-Молдова депутат парламента РМ, экс-министр транспорта и дорожного хозяйства и бывший генеральный директор ГП «Железная дорога» Мирон Гагауз.
- В некоторых СМИ появилась информация об итогах исследования Всемирного экономического форума (ВЭФ) качества автомобильных дорог. Высшие оценки – 6,5 балла из 7 возможных – у Франции, Объединенных Арабских Эмиратов и Сингапура. Из стран СНГ лучшими признаны дороги Азербайджана (67 место, 4 балла), Таджикистана (98 место, 3,2 балла) и Казахстана (117 место с 2,7 балла). Худший результат оказался у Молдовы, где качество дорого оценили в 1,5 балла. Не обидно ли за державу, Мирон Ульянович?! Учитывая, что некоторое время бремя ответственности за дорожное хозяйство лежало на Вас. Справедливости ради необходимо уточнить, что качество железных дорог нашей республики эксперты ВЭФ оценили на балл выше – 2,5.
- После наводнения 2010 года из России прибыла автоколонна с гуманитарным грузом для пострадавших от стихии. В одном из телерепортажей на вопрос журналиста о наших дорогах руководитель колонны ответил – отличное. Так что, смотря, с какой точки зрения оценивать. Но если говорить серьезно, то и без разного рода экспертов совершенно ясно, что автомобильные магистрали у нас в ужасном состоянии. Но тревожит даже не это. Нынешний министр транспорта и дорожной инфраструктуры Анатол Шалару и правительство в целом переносят проблему из хозяйственной в политическую плоскость и при этом трубят о скором и успешном ее решении. Вот уже три года они обвиняют коммунистов во всех грехах и обещают в ближайшие несколько лет отремонтировать все национальные и местного значения дороги до уровня европейских. Неправильные восприятие и оценка проблемы приводят к неверному ее решению – это аксиома.
Позволю напомнить, что до 2005 года не было реального финансирования даже на содержания в нормальном состоянии автодорог. В том году министерству было выделено из госбюджета 50 миллионов леев на их ремонт. Мы объявили тендер на освоение денег, и тут выяснилось, что специализированных фирм для ремонта и строительства дорог в республике попросту нет. Старая советская система и предприятия были разрушены, новые из-за невостребованности не появились. Мы с трудом освоили тогда 32 миллиона, остальные попросили правительство направить на другие нужды.
И еще одно хочу уточнить – все те проекты и зарубежные инвестиции на их осуществление, которыми хвалятся профильное ведомство и правительство в области ремонта и восстановления дорог, - достижение предыдущего, а отнюдь не нынешнего руководства страны. Это коммунистическое наследство. Специалисты знают, сколь кропотлив и длителен процесс переговоров с иностранными инвесторами. Они ведь прагматики, в благотворительность не играют, а планируют получить от вложенных средств отдачу.
И потому особенно обидно наблюдать, как эти инвестиции либо разворовываются, либо не осваиваются толком. Элементарный пример – ямочный ремонт. Его производят во всем мире, но… Оцените качество прошлогоднего ямочного ремонта после таяния снега весной в Румынии и у нас. Комментарии, как говорится, излишни. А чему удивляться, когда производить его в дождь у нас за правило… Как и тому, что только капитально отремонтированная улица Алба Юлия буквально через пару недель покрылась трещинами.
- Какая-то мрачная картина вырисовывается. Есть ли выход?
- Выход есть всегда и из любой, на первый взгляд, безвыходной, простите за тавтологию, ситуации. В первую очередь, нужно вывести проблему из политической плоскости. Возьмите хотя бы восстановленный после взрыва мост через Днестр в районе сел Бычок и Гура-Быкулуй. Уже десять лет ведутся переговоры о необходимости возобновления движения по нему, и все впустую. Это стало вопросом политических торгов с исключением экономической составляющей, а зря. Не прибавляет энтузиазма иностранным инвесторам и политическая ситуация в стране, равно как и внутренняя фискальная политика, отсутствие государственных гарантий на честную конкурентную среду. Говоря одним словом – неблагоприятный инвестиционный климат Молдовы. Прибавьте сюда непродуманные, неправильные предложения по решению проблемы дорожной инфраструктуры, и все встанет на свои места.
Источник - http://www.newsmoldova.ru/economics/20130301/193113829.html
Источник - http://www.newsmoldova.ru/economics/20130301/193113829.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий