пятница, 15 ноября 2013 г.

Саммит подкрался незаметно

Саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе, который преподносился как событие, настолько значимое для светлого будущего Молдовы, что только ради него и была сохранена весной действующая власть, за две недели до его проведения выглядит все более скомкано, невнятно и противоречиво.

Первый сбой произошел с Арменией, которая, как и Молдова, готовилась парафировать в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с ЕС, но в итоге заявила о намерении присоединиться к Таможенному союзу России―Беларуси―Казахстана. А в последние две недели Украина, которая парафировала такое соглашение еще три года назад и должна была, казалось, без сомнений подписать его в Вильнюсе, как-то неожиданно и быстро оказалась в ситуации, ставящей под угрозу срыва как подписание соглашения, так и вообще все это мероприятие в литовской столице.

Ставки поднял президент Украины Виктор Янукович. Он отказывается помиловать или отпустить на лечение за рубеж Юлию Тимошенко и проводит тайные встречи с президентом России Владимиром Путиным. Столкнувшись с упрямством Януковича, Европейский парламент продлил мандат мониторинговой миссии Кокса-Квасьневского до самого дня начала саммита, 28 ноября. 

Украинские эксперты оценивают шансы на подписание соглашения с ЕС в 25 процентов. Сам Квасьневский говорит о вероятности 50 на 50. ЕС уже не требует выпустить Тимошенко из тюрьмы до саммита, достаточно хотя бы принять соответствующий закон. Издание EUObserver цитирует брюссельского дипломата, который говорит, что шансов на подписание не осталось. Не исключено, что решение будет приниматься в последнюю минуту на самом саммите в Вильнюсе.

В любом случае, вся история с «Восточным партнерством» выглядит далеко не так радужно, как она рисовалась изначально. И тому есть объективные причины.

Украина — не Россия. Но и не Европа

Описывая специфику своей страны, бывший президент Леонид Кучма издал книгу, озаглавленную «Украина — не Россия». Сегодня выясняется, что Украина — и не вполне Европа.

Многие эксперты обращают внимание на то, что нежелание Украины присоединяться к каким-либо интеграционным объединениям объясняется не какой-то ее особой самостийностью, хитростью или вредностью, а тем, что она просто органически не способна сделать любой выбор, будь то в пользу Евразийского или Европейского союза. 

Украина — молодое, еще хрупкое, неустойчивое государство, с несформировавшейся нацией, и любой однозначный геополитический выбор может привести к его разлому. Долгое время руководству Украины удавалось сидеть на двух стульях, но когда оно оказалось перед необходимостью окончательно выбрать один вектор, это руководство растерялось, притормозило и начало мучительно соображать, как бы сделать так, чтобы и дальше сидеть на двух стульях.

«Восточное партнерство» задумывалось как рутинная бюрократическая программа, внешне напоминающая схему, по которой шли и идут государства Центральной и Восточной Европы и Балкан. Но есть два важных отличия. 

Первое. Если у стран бывшего соцлагеря была и есть перспектива стать членом ЕС, то в случае с шестью бывшими советскими республиками, вошедшими в «Восточное партнерство», такой перспективы нет и не предвидится. Перспектива членства заставляла терпеть тяготы и невзгоды и выполнять требования ЕС, потому что, если бы не выполнил, то так и остался бы кандидатом, и в конце концов все равно заставили бы сделать все так, как велит брюссельский учитель. Если перспективы членства нет, а те же самые условия и требования все равно заставляют выполнять, то энтузиазм сильно падает — главного стимула-то нет.

«Восточным партнерам» даже не обещают хоть когда-то подогнать еще один вагон на ЕС ― их просто заставляют стоять с авоськами на перроне. Их не приглашают попариться в европейской бане ― им определили место в предбаннике. Им не дают морковку — ею просто машут перед носом.

Второе. Попытка ЕС перевести участников «Восточного партнерства» под свой геополитический зонтик вызвала ожесточенное сопротивление России. На словах она говорит: «Мы уважаем ваш выбор, идите куда хотите, хотя торговля, конечно, будет вестись по-другому», но на самом деле Россия категорически против того, чтобы зона влияния ЕС расширялась на Восток, захватывая бывшие республики СССР. В Брюсселе не ожидали, что Россия встанет на дыбы в связи с «Восточным партнерством» почти так же, как в истории с расширением НАТО на Восток.

Европейские чиновники хотели сделать все тихо-мирно, уверяя Россию, что в результате «выиграют все», в том числе она сама. Европейские бизнесмены рассчитывали закрепиться на Украине, создать плацдарм для экспансии на Россию, пользуясь тем, что Украина и на Востоке, и на Западе имеет соглашения о свободной торговле. Эти планы оказались сломаны после того, как Россия заявила, что соглашение о зоне свободной торговли СНГ с Украиной фактически перестанет действовать, если Украина полностью откроет свой рынок для товаров из ЕС. Европейцы не только не дождутся доступа на рынок России через Украину, но еще и получат головную боль в виде оказавшейся в преддефолтном состоянии Украины, которую они очаровали и за которую теперь должны отвечать, а, с другой стороны ― конфронтацию с обозленной Россией, которая, как написало одно западное издание, в этой истории решила следовать совету Макиавелли о том, что «лучше, чтобы тебя боялись, чем любили», и готова, в отличие от ЕС, заплатить за это высокую цену. 

Европа не готова покрывать убытки Украины от разрыва ее торгово-экономических связей с Россией. ЕС вообще не хочет ругаться с Россией из-за Украины, а тем более Молдовы. Те эксперты, в том числе молдавские, которые говорили, что Запад заплатит за «увод» Украины от России — она, мол, того стоит, ― ошиблись. Международный валютный фонд и ЕС рассматривают возможный кредит stand by для Украины на $10-15 млрд., но он обусловлен жесткими условиями, в частности требованием повысить тарифы на коммунальные услуги. Власти Украины в предвыборный год на такое не согласятся. Да и сумма кредита какая-то маленькая. Премьер Николай Азаров озвучил другую цифру: для подготовки украинской экономики к работе в условиях соглашения с ЕС необходимо 160 млрд. евро. Но кто же их Украине даст?

ЕС нужна стабильность. Ему не нужна конфронтация с Россией, нагнетание обстановки на восточных границах. ЕС по самой своей идеологии замышлялся как организация, которая должна примирять европейцев, делать их жизнь комфортной, спокойной, а не как союз, готовый любой ценой, в том числе ценой управляемого хаоса, навязывать другим свою волю. Европейцам не нужен хаос, им нужны мир, безопасность и порядок. На фоне экономического кризиса ЕС совсем уж не хотел бы напрягаться по поводу Украины и Молдовы. 

Россияне знают, как давить на больные мозоли европейцев ― на идею европейской стабильности («Зачем вам ''размороженный'' приднестровский конфликт на границе с ЕС?»), мигрантофобию («Вы хотите, чтобы 700 тысяч молдаван приехали к вам из России?»), усталость к расширению («ЕС не резиновое изделие, может и лопнуть»).

«Восточное партнерство» придумали поляки со шведами. Они продолжают делать все, чтобы этот проект не провалился. Но было бы интересно послушать, что думают обо всем этом немцы. Готовы ли они выйти за нынешние границы ЕС и попытаться распространить свое влияние и на территорию бывшего СССР ценой конфронтации с Россией или у них нет таких геополитических амбиций? Чтобы «уесть» Россию, поляки со шведами готовы взять Украину и без всяких условий, но насколько готовы идти им навстречу немцы?

Если Украина подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, а Россия приведет в действие все те меры, о которых она заранее объявила, то Януковичу не позавидуешь. Эксперты называют цифру в 8000 предприятий, которые закроются из-за падения связей с Россией и открытия украинского рынка для товаров из Европы. Речь идет о миллионах рабочих мест. В канун президентских выборов это может просто убить Януковича как политика. Он проиграет выборы кандидату от оппозиции. Европейцы его еще и в тюрьму посадят, как посадили в свое время румынского экс-премьера Адриана Нэстасе, которого не спасло даже то, что он привел страну и в НАТО, и в ЕС. 

Если «оранжевые» вернутся к власти в Киеве на фоне торгово-экономической и пропагандистской войны с Россией, может развалиться не только Партия регионов, но и вообще вся Украина. Если полыхнет на Украине, мало никому не покажется. Европейцам это надо?

Потому и затормозил так резко Янукович. Но если он торгуется и с Путиным, и с европейцами до последнего, пытаясь обеспечить себе гарантии на будущее, то молдавские власти готовы подмахнуть любое соглашение без всяких дискуссий, даже не читая.

На тот путь развала, которого сегодня так боится руководство Украины, Молдова встала еще 20 лет назад. Она потеряла и территорию, и промышленность, и население. На Украине все это еще есть. В отличие от молдавских политиков-бизнесменов, давно существующих на «подсосе» у ЕС, руководству Украины есть что терять. 

«Вы все психи?»

В то время, когда руководство Украины явно идет на срыв подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, власти Молдовы, напротив, развернули оголтелую кампанию по пропаганде евроинтеграции.

В фильме «Пролетая над гнездом кукушки» есть эпизод, когда герой Джека Николсона вместе с товарищами по психушке угоняет больничный автобус, в городе к ним присоединяется подружка героя и спрашивает пассажиров: «Вы все психи?».

Наблюдая развернувшуюся в Молдове вакханалию по «разъяснению» населению преимуществ евроинтеграции, так и хочется спросить наших политиков и их идеологическую обслугу: «Вы все психи?».

Европейская интеграция означает процесс присоединения того или иного государства к ЕС. Ничего подобного в Молдове нет. В самом крайнем случае, с большой натяжкой, об евроинтеграции, пусть и условно, можно было бы говорить, если бы хоть какой-нибудь европейский чиновник хоть как-то намекнул на перспективу предоставления Молдове статуса кандидата. Но даже этого нет.

«Бред — совокупность идей и представлений, не соответствующих действительности, искажающих ее и не поддающихся исправлению. Бред полностью овладевает сознанием и характеризуется нарушением логического мышления», ― гласит словарь.

Когда слушаешь все эти россказни про евроинтеграцию, вспоминаются слова другого киногероя: «Когда вы говорите, Иван Васильевич, такое ощущение, что вы бредите».

Эта пропаганда очень напоминает советские лозунги ― «Победа евроинтеграции неизбежна!», «Учиться евроинтеграции настоящим образом!», «Жить стало лучше, жить стало веселее», ― только она еще хуже. За советскими слоганами можно было еще найти какую-то конкретику, тут же мы имеем дело с голыми абстракциями, пустыми фразами, за которыми ничего нет.

Тупая пропаганда «евроинтеграции» сделала невозможной дискуссию о будущем Молдовы, обсуждение конкретных мер, как спасти от исчезновения молдавский народ, как восстановить экономику, социальную сферу, территориальную целостность. Представители «нерушимого блока либералов и демократов» не хотят рассуждать в рамках реальной политики, конкретных целей, параметров, показателей.

От безысходности они переходят к прямым домогательствам в отношении европейцев: «Пусть вы нас не хотите и не любите, но мы все равно вас хотим и любим». Если украинские власти до самого дня саммита в Вильнюсе жестко торгуются с ЕС, то молдавские давно легли, расслабились и ждут, когда же европейцы их возьмут. Будет смешно, если вообще не возьмут.

Даже если Украина в последний момент подпишет в Вильнюсе Соглашение об ассоциации с ЕС, вся эта свистопляска все равно наложит неприятный отпечаток на это событие. Если же ЕС решит, что Украина не выполнила все условия, и соглашение подписано не будет, то это будет означать полный провал всего «Восточного партнерства».

Если Украина не подпишет, а Молдова парафирует в Вильнюсе Соглашение об ассоциации, то подписать это соглашение в будущем раньше Украины Молдова никак не сможет. А Украине, в случае неподписания, предрекают двухгодичный «карантин».

В конце мая 2014 года должны пройти выборы в Европейский парламент, затем сформирована новая Европейская комиссия, избран ее новый председатель. Все те кадры, которые занимались «Восточным партнерством», Брюссель покинут. Новым людям понадобится время, чтобы войти в тему, если вообще к тому времени интерес к этой программе не пропадет полностью. В конце 2014-го должны пройти очередные выборы в парламент Молдовы, в начале 2015-го — президентские выборы на Украине. Если Тимошенко не отпустили сейчас, то перед выборами тем более не отпустят, а значит, и соглашение с Украиной подписано не будет. А если не подпишут с Украиной, то не подпишут и с Молдовой.

Все, что делала нынешняя молдавская власть, она делала ради Вильнюса, ради евроинтеграции. Если саммит в Вильнюсе, а вместе с ним и все «Восточное партнерство» проваливаются, а евроинтеграция, как была, так и остается галлюцинацией, то зачем вообще эта власть нужна?

Дмитрий Чубашенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий