понедельник, 11 марта 2013 г.

DW: Как живут в Молдавии дети гастарбайтеров

В Молдавии около 100 тысяч детей живут без родителей. Одних воспитывают бабушки и дедушки, других бросили на произвол судьбыО том, как живется этим детям, рассказывает Юлия Семенова.

В Молдавии около 100 тысяч детей гастарбайтеров растут без одного либо обоих родителей. Таковы результаты исследования, проведенного министерством труда и социальной защиты населения в начале этого года. Больше всего их в сельской местности, откуда, по данным официальной статистики, уехало около 70 процентов работоспособного населения.


На попечении стариков

Село Карпинены Хынчештского района - одно из самых больших в республике. Сегодня здесь, по словам главы местной администрации Иона Карпиняну, едва наберется 10 тысяч жителей, а когда-то было более 16 тысяч. В поселке нет ни одной семьи, откуда взрослые не уехали бы за границу. В основном нелегально. Уехали из дома и все пятеро детей Марии и Алексея Чугуряну. Старики воспитывают внуков. Сейчас с ними живут трое детей сына, который вместе с женой уже шесть лет трудится в Италии. Все трое - Адриан, Гедеон и семилетняя Анна - школьники. Учатся хорошо, одеты, обуты, сыты. У них есть компьютер и музыкальный центр. С родителями почти каждый день общаются по скайпу. Но все равно скучают, признается Адриан, считают дни, когда мама приедет в отпуск. А первоклассница Анна даже не представляет, что мама может быть дома всегда - родители уехали, когда ей был всего год. Так и должно быть, уверена девочка, ведь многие ее сверстники тоже живут с бабушками или другими родственниками. Но когда родители достроят дом в селе, они вернутся и будут жить все вместе, говорит Анна.Живут, как другие

Родители дом достроят не скоро, говорит бабушка Мария. В Италии кризис, и долгое время они вообще были без работы. Тогда семье приходилось туго. Ведь старики получают мизерную пенсию. Мария - всего 80 леев в месяц (6,5 долларов США), Алексей - 1000 (81,5 доллара). Выручает натуральное хозяйство: есть огород и виноградник. Старшие мальчики помогают их возделывать. Теперь, когда родители снова начали работать, они высылают домой по 100-150 евро в месяц. Отправляют и посылки с вещами. Дети не шикуют, рассказывает Мария, но и не нуждаются. Многие семьи, по ее словам, живут на таком же уровне. Только вот далеко не везде от детей требуют ходить в школу, не всегда заботятся об их будущем.Без семьи

Шестнадцатилетний Ион Бэлцатеску школу посещает. Но мамы своей вообще не помнит. Она уехала на заработки в Италию, когда мальчику было всего два года, и пропала. А еще через два года уехал в Россию отец. Дальние родственники присматривали за ребенком до тех пор, пока не исчезла надежда на возвращение его родителей. А потом сдали в интернат. Никто не верил, что родители вернутся, рассказывает Ион, а он верил. И дождался отца. Тот приехал с новой женой, когда сын учился уже в седьмом классе, и забрал мальчика в семью. Но ненадолго: через полгода супруги уехали снова. Как раз тогда, говорит Ион, когда он привык к папиной жене и стал называть ее мамой. За полтора года мальчик получил от них только одно письмо.

Сейчас Ион в девятом классе. Он хорошо рисует, и собирается поступать в художественное училище. Правда, директор карпиненского интерната для детей-сирот Тудор Цену не уверен, что мальчик достигнет своей мечты. Подросток сложный, с изломанной судьбой, по большому счету, сам еще не знает, чего хочет, и не представляет себе жизни в Кишиневе без родных и их материальной поддержки. По данным ЮНИСЕФ, в Молдавии - 11 тысяч беспризорников. И лишь 300 из них - круглые сироты. Среди остальных много таких, как Ион Бэлцатеску, сирот при живых родителях, отправившихся на поиски лучшей жизни.Тюрьма или опекунство Недавно вице-спикер парламента Лилиана Палихович, депутат от правящей Либерально-демократической партии предложила внести дополнения в Уголовный кодекс. Родители, бросившие своих детей, должны быть наказаны либо исправительными работами от 150 до 180 часов на пользу общества, либо лишением свободы до двух лет. Высший совет магистратуры (ВМС) дал отрицательную оценку законопроекту: по словам председателя Высшей судебной палаты Михая Поалелунжь, это будет способствовать криминализации общества. Парламентский адвокат по правам ребенка Тамара Плэмэдялэ тоже считает, что это - не лучшее решение проблемы. Куда эффективнее было бы обязать родителей перед отъездом за рубеж официально оформлять опекунство над ребенком на кого-либо из родственников, считает она. Это заставит и тех, и других ответственнее относиться к детям, говорит эксперт в интервью DW.

По словам Плэмэдялэ, в ее практике встречалось множество случаев, когда за совершившего правонарушение подростка было некому нести ответственность и некому защитить его интересы. Адвокат еще в 2009 году предложила внести соответствующие изменения в Семейный кодекс, но парламент до сих пор не рассмотрел этот вопрос.

Источник: www.dw.de

Комментариев нет:

Отправить комментарий