Парламент РМ ратифицировал соглашения с ЕС: молдо-российские отношения ухудшатся, пропасть между берегами Днестра увеличится, борьба за бывшую Советскую Молдавию продолжится
2 июля 2014 года Парламент Молдовы сразу в двух чтениях ратифицировал соглашение с ЕС об ассоциации.
По схеме Брюсселя и Вашингтона, в исполнении либерал-демократов
Ясное дело, что вся эта акция от начала и до конца также являлась политической и согласованной с Брюсселем и Вашингтоном. Тем же путём намерен пойти парламент Грузии, а некоторые национал-радикальные депутаты Верховной Рады Украины потребовали как можно скорее последовать примеру молдовских и грузинских коллег.
Некоторые сопутствующие детали напоминали о временах Народного Фронта Молдовы, когда с помощью поименного голосования на депутатов в Кишинёве в 1990-1991 годах оказывалось давление со стороны прорумынских националистов, которые могли по итогам депутатского волеизъявления на выходе их «храма народовластия» дать неугодному народному избраннику в морду. На сей раз всё было обставлено более мирно, однако, по старой советской привычке, было на улице организовано «народное собрание» в поддержку одобрения договоров с ЕС – типа народ за Европу. Правда, собрать удалось не шибко много людей, оттого ТВ старалось не давать общей панорамы. Зато митинг противников ассоциации с ЕС не показывали вовсе.
Плоды от акта 2 июля пожнёт Либерально-Демократическая партия, которая была застрельщиком и запевалой всего этого. Но, что немаловажно, пожнёт больше не лидер партии и экс-премьер Владимир Филат, а действующий премьер-министр Юрие Лянкэ. Именно он вёл практическую работу по подготовке к подписанию и ратификации соглашений. В.Филат же наверняка попытается взять эти договора под свою «шапку», так как в общественном сознании его позиции несколько ослабли по сравнению с коллегой-премьером.
Запад идёт напролом
Ясна и цель США и ЕС в этой истории – оторвать Украину, Грузию и Молдову навсегда от России и, тем самым, исключить возможность нового сближения и объединения народов бывшего Советского Союза.
При этом все не угодные Западу обстоятельства сознательно им игнорируются. Так, вне контроля Тбилиси существуют Абхазия и Южная Осетия, вне контроля Кишинёва – Приднестровье, а на Украине вообще идёт гражданская война. Коль скоро Запад признаёт территориальную целостность трёх стран, с которыми заключил договора, то, казалось бы, как интегрировать в Европу страны в усечённом виде? Но это не является препятствием, раз уж США и ЕС мыслят геополитическими категориями и планируют любой ценой ослабить влияние Кремля.
Думается, будущее развитие Молдовы, Грузии и Украины при этом западных политиков и чиновников не сильно волнует…
Кто и как себя вёл в Парламенте
Тактически проигрышно повела себя фракция Партии Коммунистов. Она, как это чаще обычного с нею бывает, покинула в очередной (который по счёту?) раз зал заседаний Парламента. Почему? Не лучше ли было каждому депутату-коммунисту использовать процедуру поимённого голосования и, взойдя на трибуну, произнести с неё пламенный спич против интеграции европейской в поддержку интеграции евразийской?! Я вспоминаю, как во дни жестоких парламентских баталий 1990 года мы, депутаты от Интердвижения «Единство», даже в заведомо проигрышных с точки зрения соотношения голосов ситуациях, бросались к микрофону и пользовались даже малейшим шансом для воздействия на общественное мнение. И многое удавалось!
Так, шаг за шагом, ковались условия для будущего падения прорумынского Президиума Парламента РМ, что и произошло в начале 1993 года.
Из всей фракции ПКРМ только Григорий Петренко остался в зале и кратко высказался с трибуны против ратификации соглашений РМ-ЕС. Так же поступили социалисты во главе с Игорем Додоном. Конечно, на позицию парламентариев от правящей «Коалиции проевропейского правления» это не повлияло, но хотя бы противники курса на Брюссель и Бухарест могли услышать: они не одни, есть те, кто во всеуслышание заявляет о том, что генеральная линия неправильная!
Румыния укрепит своё влияние в Молдове
О Бухаресте сказано выше не случайно. Всем давно ясно, что проект европейской интеграции для Молдовы исходит из резкого возрастания румынского влияния в РМ.
Не зря президент Румынии Траян Бэсеску объявил возможное объединение Молдовы с Румынией «национальной идеей».
Не зря Бухарест самозвано провозгласил себя «адвокатом Молдовы в Европейском Союзе».
Не зря для лёгкого завуалирования унионистских планов в Румынии используется лозунг «воссоединения разделённого народа в рамках ЕС».
Вот и 2 июля тема объединения «румынского рода» звучала в выступлениях известных сторонников интеграции РМ с Румынией Михая Гимпу и Корины Фусу, а лидер либералов-реформаторов Ион Хадыркэ, ветеран унионизма, наряду с М.Гимпу, сказал в выступлении перед собравшимися возле Парламента людьми о «братьях наших румынах».
С Россией Кишинёву будет гораздо сложнее
Но, ежели с Румынией отношения у Кишинёва сейчас ещё более пойдут в гору, то с Москвой и Тирасполем они, скорее всего, ухудшатся. Судя по СМИ, экономических санкций и ограничений со стороны России, на которую завязан в основе своей рынок Молдовы, в том числе, рынок рабочей силы, не избежать. Не думаю, что такой аспект напугает ЕС и США, которым как раз и надо рассорить любой ценой Россию и Молдову. Ведь представитель ЕС Пиркка Тапиола уже сказал на днях, что ЕС не несёт никакой ответственности, если на восточном рынке у товаров из Молдовы возникнут трудности и проблемы. И он прав! Это – выбор Кишинёва.
Вот только вопрос: насколько правящая в Молдове КПП свободна в своём выборе? Ведь не секрет, что, по данным социологических опросов, от 55 до 65% населения Молдовы выступает за интеграцию страны в Таможенный Союз. Но нынешние власти Молдовы категорически отказались, страшась проигрыша, провести всенародный референдум в РМ по вопросу о внешнеполитическом векторе развития страны. Теперь борьба за будущее Молдовы продолжится в ходе кампании по подготовке к выборам в Парламент РМ, намеченным на 30 ноября 2014 года.
А с Приднестровьем будет ещё сложнее
Ещё больше вырастет теперь политическая пропасть между РМ и ПМР. Переговоры и консультации по экономике, транспорту, здравоохранению, социальной сфере и т.д., будут, разумеется, продолжаться.
Но в ассоциации с ЕС и в зоне торговли с Брюсселем Тирасполь, как ранее не раз заявлял, участвовать не будет. После 2 июля достижение политического соглашения об урегулировании конфликта между ПМР и РМ выглядит крайне маловероятным. ПМР не откажется ни от присутствия российских войск на своей территории, ни от самостоятельной внешней политики. ПМР не согласится участвовать в сближении с Румынией, которое, как явствует из выступлений некоторых депутатов Парламента 2 июля, пойдёт теперь более быстрыми темпами.
Как можно было понять из слов, сказанных в Парламенте 2 июля некоторыми представителями правящей Коалиции, «решение приднестровской проблемы» видится ими на пути создания блока с Украиной с целью заблокировать ПМР с двух сторон. Позиция, с точки зрения КПП, логичная.
Но, во-первых, с 1991 года такие попытки предпринимались не раз, однако украинские власти никогда не забывали и о своих национальных интересах и не желали своими руками укреплять румынское и прорумынское влияние на своих границах.
Во-вторых, Россия в случае неприкрытого давления в нынешней ситуации наверняка будет оказывать Приднестровью помощь. Какую – это сейчас не предмет нашего исследования.
Путь евроинтеграции – путь упадка, краха и кризиса
Разумеется, от ратификации 2 июля могла бы быть польза, если бы ЕС во главу угла ставил задачу помочь постсоветским странам в спасении реального сектора экономики, включая экономику Молдовы. Восстановить и модернизировать промышленные предприятия, двинуть вперёд АПК, вновь собрать, насколько возможно, коллективы конструкторов и инженерно-технические кадры – вот поистине благородная задача! Но в том-то и дело, что это как раз и не входит в задачу Запада, который не нуждается в конкурентах из бывшего СССР и стран Восточной Европы.
Напротив, всё большее вхождение в сферу влияния ЕС грозит Молдове, как и другим бывшим социалистическим странам, лишь усилением кризисных явлений. Прозвучавшее 1 июля в СМИ сообщение о крахе банковской системы Болгарии, пошедшей «тропою ЕС» ещё ранее Молдовы, лишь подтверждает этот печальный вывод.
2 июля 2014 года Парламент Молдовы сразу в двух чтениях ратифицировал соглашение с ЕС об ассоциации.
По схеме Брюсселя и Вашингтона, в исполнении либерал-демократов
Ясное дело, что вся эта акция от начала и до конца также являлась политической и согласованной с Брюсселем и Вашингтоном. Тем же путём намерен пойти парламент Грузии, а некоторые национал-радикальные депутаты Верховной Рады Украины потребовали как можно скорее последовать примеру молдовских и грузинских коллег.
Некоторые сопутствующие детали напоминали о временах Народного Фронта Молдовы, когда с помощью поименного голосования на депутатов в Кишинёве в 1990-1991 годах оказывалось давление со стороны прорумынских националистов, которые могли по итогам депутатского волеизъявления на выходе их «храма народовластия» дать неугодному народному избраннику в морду. На сей раз всё было обставлено более мирно, однако, по старой советской привычке, было на улице организовано «народное собрание» в поддержку одобрения договоров с ЕС – типа народ за Европу. Правда, собрать удалось не шибко много людей, оттого ТВ старалось не давать общей панорамы. Зато митинг противников ассоциации с ЕС не показывали вовсе.
Плоды от акта 2 июля пожнёт Либерально-Демократическая партия, которая была застрельщиком и запевалой всего этого. Но, что немаловажно, пожнёт больше не лидер партии и экс-премьер Владимир Филат, а действующий премьер-министр Юрие Лянкэ. Именно он вёл практическую работу по подготовке к подписанию и ратификации соглашений. В.Филат же наверняка попытается взять эти договора под свою «шапку», так как в общественном сознании его позиции несколько ослабли по сравнению с коллегой-премьером.
Запад идёт напролом
Ясна и цель США и ЕС в этой истории – оторвать Украину, Грузию и Молдову навсегда от России и, тем самым, исключить возможность нового сближения и объединения народов бывшего Советского Союза.
При этом все не угодные Западу обстоятельства сознательно им игнорируются. Так, вне контроля Тбилиси существуют Абхазия и Южная Осетия, вне контроля Кишинёва – Приднестровье, а на Украине вообще идёт гражданская война. Коль скоро Запад признаёт территориальную целостность трёх стран, с которыми заключил договора, то, казалось бы, как интегрировать в Европу страны в усечённом виде? Но это не является препятствием, раз уж США и ЕС мыслят геополитическими категориями и планируют любой ценой ослабить влияние Кремля.
Думается, будущее развитие Молдовы, Грузии и Украины при этом западных политиков и чиновников не сильно волнует…
Кто и как себя вёл в Парламенте
Тактически проигрышно повела себя фракция Партии Коммунистов. Она, как это чаще обычного с нею бывает, покинула в очередной (который по счёту?) раз зал заседаний Парламента. Почему? Не лучше ли было каждому депутату-коммунисту использовать процедуру поимённого голосования и, взойдя на трибуну, произнести с неё пламенный спич против интеграции европейской в поддержку интеграции евразийской?! Я вспоминаю, как во дни жестоких парламентских баталий 1990 года мы, депутаты от Интердвижения «Единство», даже в заведомо проигрышных с точки зрения соотношения голосов ситуациях, бросались к микрофону и пользовались даже малейшим шансом для воздействия на общественное мнение. И многое удавалось!
Так, шаг за шагом, ковались условия для будущего падения прорумынского Президиума Парламента РМ, что и произошло в начале 1993 года.
Из всей фракции ПКРМ только Григорий Петренко остался в зале и кратко высказался с трибуны против ратификации соглашений РМ-ЕС. Так же поступили социалисты во главе с Игорем Додоном. Конечно, на позицию парламентариев от правящей «Коалиции проевропейского правления» это не повлияло, но хотя бы противники курса на Брюссель и Бухарест могли услышать: они не одни, есть те, кто во всеуслышание заявляет о том, что генеральная линия неправильная!
Румыния укрепит своё влияние в Молдове
О Бухаресте сказано выше не случайно. Всем давно ясно, что проект европейской интеграции для Молдовы исходит из резкого возрастания румынского влияния в РМ.
Не зря президент Румынии Траян Бэсеску объявил возможное объединение Молдовы с Румынией «национальной идеей».
Не зря Бухарест самозвано провозгласил себя «адвокатом Молдовы в Европейском Союзе».
Не зря для лёгкого завуалирования унионистских планов в Румынии используется лозунг «воссоединения разделённого народа в рамках ЕС».
Вот и 2 июля тема объединения «румынского рода» звучала в выступлениях известных сторонников интеграции РМ с Румынией Михая Гимпу и Корины Фусу, а лидер либералов-реформаторов Ион Хадыркэ, ветеран унионизма, наряду с М.Гимпу, сказал в выступлении перед собравшимися возле Парламента людьми о «братьях наших румынах».
С Россией Кишинёву будет гораздо сложнее
Но, ежели с Румынией отношения у Кишинёва сейчас ещё более пойдут в гору, то с Москвой и Тирасполем они, скорее всего, ухудшатся. Судя по СМИ, экономических санкций и ограничений со стороны России, на которую завязан в основе своей рынок Молдовы, в том числе, рынок рабочей силы, не избежать. Не думаю, что такой аспект напугает ЕС и США, которым как раз и надо рассорить любой ценой Россию и Молдову. Ведь представитель ЕС Пиркка Тапиола уже сказал на днях, что ЕС не несёт никакой ответственности, если на восточном рынке у товаров из Молдовы возникнут трудности и проблемы. И он прав! Это – выбор Кишинёва.
Вот только вопрос: насколько правящая в Молдове КПП свободна в своём выборе? Ведь не секрет, что, по данным социологических опросов, от 55 до 65% населения Молдовы выступает за интеграцию страны в Таможенный Союз. Но нынешние власти Молдовы категорически отказались, страшась проигрыша, провести всенародный референдум в РМ по вопросу о внешнеполитическом векторе развития страны. Теперь борьба за будущее Молдовы продолжится в ходе кампании по подготовке к выборам в Парламент РМ, намеченным на 30 ноября 2014 года.
А с Приднестровьем будет ещё сложнее
Ещё больше вырастет теперь политическая пропасть между РМ и ПМР. Переговоры и консультации по экономике, транспорту, здравоохранению, социальной сфере и т.д., будут, разумеется, продолжаться.
Но в ассоциации с ЕС и в зоне торговли с Брюсселем Тирасполь, как ранее не раз заявлял, участвовать не будет. После 2 июля достижение политического соглашения об урегулировании конфликта между ПМР и РМ выглядит крайне маловероятным. ПМР не откажется ни от присутствия российских войск на своей территории, ни от самостоятельной внешней политики. ПМР не согласится участвовать в сближении с Румынией, которое, как явствует из выступлений некоторых депутатов Парламента 2 июля, пойдёт теперь более быстрыми темпами.
Как можно было понять из слов, сказанных в Парламенте 2 июля некоторыми представителями правящей Коалиции, «решение приднестровской проблемы» видится ими на пути создания блока с Украиной с целью заблокировать ПМР с двух сторон. Позиция, с точки зрения КПП, логичная.
Но, во-первых, с 1991 года такие попытки предпринимались не раз, однако украинские власти никогда не забывали и о своих национальных интересах и не желали своими руками укреплять румынское и прорумынское влияние на своих границах.
Во-вторых, Россия в случае неприкрытого давления в нынешней ситуации наверняка будет оказывать Приднестровью помощь. Какую – это сейчас не предмет нашего исследования.
Путь евроинтеграции – путь упадка, краха и кризиса
Разумеется, от ратификации 2 июля могла бы быть польза, если бы ЕС во главу угла ставил задачу помочь постсоветским странам в спасении реального сектора экономики, включая экономику Молдовы. Восстановить и модернизировать промышленные предприятия, двинуть вперёд АПК, вновь собрать, насколько возможно, коллективы конструкторов и инженерно-технические кадры – вот поистине благородная задача! Но в том-то и дело, что это как раз и не входит в задачу Запада, который не нуждается в конкурентах из бывшего СССР и стран Восточной Европы.
Напротив, всё большее вхождение в сферу влияния ЕС грозит Молдове, как и другим бывшим социалистическим странам, лишь усилением кризисных явлений. Прозвучавшее 1 июля в СМИ сообщение о крахе банковской системы Болгарии, пошедшей «тропою ЕС» ещё ранее Молдовы, лишь подтверждает этот печальный вывод.
Андрей САФОНОВ, руководитель Ассоциации независимых политологов Приднестровья, экс-депутат Верховного Совета Молдавской ССР
Комментариев нет:
Отправить комментарий