понедельник, 7 июля 2014 г.

Россия будет воспринимать Молдову как нелояльного партнера

Говоря о перспективе молдавско-российских отношений, необходимо иметь в виду две противоположные тенденции.

Российская Федерация в последние 10-15 лет пытается укреплять свой суверенитет, выстраивать самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, не зависящую от влияния Запада (читай – США), претендующего на роль гегемона современного мира. Кому-то эти попытки нравятся, кому-то нет, можно по-разному оценивать их эффективность, но тенденция становления России как самостоятельного политического игрока налицо.

В случае с РМ, напротив, последние лет десять наблюдается обратная тенденция: растущая финансовая и политическая зависимость от США, ЕС, постепенная утрата суверенитета. Ратификация молдавским парламентом СА с ЕС лишь закрепила эту тенденцию. Вырваться из «удушающих объятий» Запада Молдове – если предположить, что когда-нибудь во власти в Кишиневе окажутся силы, которые этого захотят, – будет очень непросто.

Исходя из этих взаимоисключающих тенденций, Россия и будет строить с нами отношения. Сейчас нет смысла, да и невозможно это, предсказать, как и в чём конкретно оно скажется – в вопросах ли сбыта на российском рынке продукции молдавских товаропроизводителей, в цене на природный газ, в действиях миграционной службы РФ применительно к молдавским гастарбайтерам или в чём-то еще. Важно понимать, к этому следует быть готовыми, что Москва впредь не будет рассматривать Кишинёв как вполне суверенную политическую единицу, то есть как партнёра, равного по правам себе.

И мы можем сколько угодно обижаться, возмущаться, надувать щеки, давать советы России, как ей следует вести себя с нами, изображать из себя «жертву» и т. д., эффект будет как от припарок мёртвому. Отношения к Молдове как к равноправному партнёру – хотя бы на том уровне, на каком оно строилось в начале 1990-х годов, да и в начале нулевых годов тоже – мы в ближайшие годы от России уже не увидим. Уважение – штука, которая очень трудно достигается, но очень просто теряется.

Официальная риторика Москвы вряд ли претерпит в ближайший год существенные изменения, на словах всё останется почти так же, как ранее. Разве что она станет чуточку жёстче. В том смысле, что каждый раз, когда молдаване будут на практике сталкиваться, например, с осложнениями экспорта фруктов или вина в Россию и пытаться пробивать вновь возникшие бюрократические бреши (а в РФ они бывают порой весьма трудно пробиваемые), в ответ будет звучать: а мы вас предупреждали.

Они в лице различных чиновников, вплоть до самого высокого ранга, нас и в самом деле предупреждали, а мы, я имею в виду молдавские власти, от всех этих предупреждений отмахивались, не воспринимали их всерьез. Мы полагали, и это был наш выбор, что имеем право творить всё, что нам заблагорассудится (типично либеральный подход к жизни), а нам за это ничего не будет.

Ошибочно полагали. Из категории стран лояльных (которых она воспринимает как относящихся к ней лояльно) Россия переводит Молдову в категорию стран нелояльных – таких, например, как Грузия или постмайданная Украина. Со всеми вытекающими последствиями. Такова цена нашего «ассоциированного членства» с ЕС.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий