Ассоциация с Европейским союзом, о необходимости которой так долго говорили большевики... пардон, либералы и демократы, свершилась!
На этой неделе парламент Молдовы ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС, после его утверждения парламентами 28 государств—членов ЕС оно вступит в силу.
Для реализации этого гигантского по объему документа понадобится много лет кропотливой работы. Семь разделов, 435 статей, 35 приложений, 4 протокола, список из 450 директив с десятками тысяч страниц европейского законодательства, формирование Совета ассоциации, Комитета ассоциации, Парламентского комитета ассоциации, платформы гражданского общества ассоциации, конвергенция внешней политики и политики безопасности ЕС и Молдовы и многое, многое другое потребует усилий не одного парламента и правительства. Но уже в июле этот парламент уйдет на летние каникулы, а когда депутаты вернутся на рабочие места в сентябре, они попадут в самое пекло кампании по выборам нового парламента. Народным избранникам и партийным лидерам будет не до СА. Махать им, как флагом, можно будет, но практически выполнять его до выборов 30 ноября никто не станет. Не факт, что к этой дате оно даже пройдет всю процедуру ратификации и вступления в силу в странах ЕС.
Никакого положительного эффекта от реализации Зоны свободной торговли с ЕС в ближайшее время ждать не приходится. Но зато реальны негативные последствия для экономики, порожденные реакцией России на СА.
Россельхознадзор уже объявил, что с 1 сентября переводит Украину и Молдову на ветеринарные сертификаты Таможенного союза, поскольку считает, что подписанием СА эти страны автоматически вышли из соглашения СНГ по ветеринарии. Кишинев и Киев могут долго объяснять, что это не так, но решение Москвы уже объявлено. Председатель российского правительства Дмитрий Медведев предупредил, что РФ имеет право перейти на новые условия с теми, кто подписал СА. Ранее представители России говорили, что речь может идти об отмене нулевых пошлин в торговле с Украиной и Молдовой и доведении их до уровня, предусмотренного договоренностями в рамках ВТО. Россия будет относиться к Украине и Молдове как к третьим странам, не входящим в СНГ, в том, что касается ветеринарных, санитарных, технических норм и стандартов. Будет ужесточаться миграционный режим. 1 января 2015 года начнет действовать Евразийский экономический союз с общим рынком товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Украина и Молдова станут для него просто чужими, такими же, как Германия, Австралия или Чили. СНГ будет все больше превращаться в чисто декоративный дискуссионный клуб, а реальные решения будут приниматься на других интеграционных площадках. Молдова окажется за пределами и ЕАЭС, и ЕС, а зоны свободной торговли с СНГ и с ЕС будут несовместимы друг с другом.
Какие-то болезненные для Молдовы меры могут быть предприняты Россией уже до выборов в парламент. Например, тот же Россельхознадзор найдет в молдавских яблоках какую-нибудь вредоносную для здоровья россиян тлю, или объявит, что это, на самом деле, не молдавские яблоки, а реэкспортируемые в рамках ЗСТ с ЕС польские, которым путь в Россию заказан.
Ограничительные меры со стороны России будут представляться и восприниматься как результат СА, подрывая его авторитет в глазах избирателей. Компенсировать потерю российского рынка переориентацией на рынки ЕС быстро не получится. А может быть, вообще никогда не получится.
Правящей коалиции надо будет как-то объяснять избирателю, почему после вступления в силу СА дела пошли хуже. Властям, кровь из носу, нужно будет продемонстрировать если не экономический, то какой-нибудь другой положительный результат СА. Реально такой эффектной демонстрацией плюсов соглашения может быть только показательная публичная порка коррупционеров самого высокого уровня. Наиболее подходящие кандидатуры для этого — экс-премьер Влад Филат и экс-вице-спикер парламента Влад Плахотнюк. В общественном сознании и у первого, и у второго на лбу невыводимая татуировка — «ВОР». И люди хотят, чтобы такие сидели в тюрьме. США и Евросоюзу — а сегодня в Молдове все решают они — ничего не стоит бросить молдаванам несколько костей в виде громких антикоррупционных уголовных дел.
В Молдове много «проевропейских башибузук», которые изображали экстаз в момент ратификации СА. Но как показал опыт Османской империи, как-то обуздать и организовать таких мародеров нет никакой возможности. Единственный способ их нейтрализовать — обезоруживать и отдавать под суд. Скольких «башибузук», которые верно служили ЕС и имели перед ним какие-то заслуги, этот самый ЕС сдал в утиль! «Слить» нескольких авторитетных молдаван европейцам ничего не стоит, тем более что старый состав Европейской комиссии к осени уйдет, а у новых еврокомиссаров перед молдавскими «проевропейскими» коррупционерами как бы и нет никаких моральных или иных обязательств.
Нам ведь говорят, что СА даст Молдове хорошую юстицию и поможет побороть коррупцию. Очень хорошо. Но говорить — не мешки таскать. Это нужно доказать конкретными делами, в том числе уголовными. И сделать это надо очень быстро, еще до выборов в парламент. Патетическое «Лидеры Альянса ведут Молдову в Европу, а самих себя — в тюрьму!», многократно не повторенное только самым ленивым «нобелевским стипендиатом», не должно остаться пустой фразой, иначе европейский пар тоже уйдет в свисток. Людей нагло и жестоко обманули с 7-м апреля, пообещав представить доказательства фальсификации выборов, злоупотреблений режима и, как итог, «Молдову без Воронина и коммунистов». Ничего этого сделано не было, расследование преступлений 7 апреля спустили на тормозах, а бенефициары этих преступлений, цинично использовавшие наивную толпу в своих целях, по очереди вступали в сговор с Ворониным. Если и с евроинтеграцией обманут, как с 7-м апреля — сердце молдаван будет совсем разбито.
Филат и Плахотнюк не должны баллотироваться в следующий парламент Молдовы — это очевидно. Если они окажутся в каких-то списках, а тем более возглавят их, это будет полная профанация СА. Европейцы это ясно понимают. И у них достаточно рычагов, чтобы убедить нынешних лидеров ЛДПМ и ДПМ не доводить дело до абсурда.
Не может Филат, отправленный в отставку по обвинению в коррупции, идти на выборы под проевропейскими лозунгами, главный из которых — борьба с коррупцией. Про Плахотнюка вообще говорить не приходится. Того хоть и не отправляли в отставку с таким «волчьим билетом», как у Филата, но репутация у него еще хуже, чем у председателя ЛДПМ.
В кулуарах кишиневской политики уже говорят, что предвыборные списки ЛДПМ и ДПМ возглавят Юрие Лянкэ и Игорь Корман как политики, на которых не стоит клеймо «ВОР». Но и при таком выборе эти партии тоже могут оказаться в ловушке. Если до сих пор перед Лянкэ и Корманом стояла сугубо дипломатическая задача обеспечить подписание СА, то после выборов в парламент новой власти предстоит сделать что-то реальное для улучшения жизни людей. Дальше надо заниматься не паркетной дипломатией, а экономикой и социальной сферой. Не могут страной руководить до бесконечности дипломаты, когда-то за дело должны взяться практические люди, которые обеспечат конкретные перемены к лучшему.
До того, как Партия коммунистов не начала трещать по швам, все было более или менее черно-белым. Коммунисты и «проевропейцы» брали примерно равное количество голосов, но после перераспределения мандатов большинство все равно снова оказывалось в руках «проевропейцев». После ухода «группы Ткачука», утраты поддержки со стороны России, ступора в партийной прессе, растерянности и апатии внутри партии, ПКРМ уже потеряла не менее 10 процентов голосов, то есть опустилась до 30 процентов и ниже. На таком фоне шансы проскочить в парламент появились у партий Игоря Додона и Ренато Усатого, и это уже отражают социологические опросы, в том числе американские. ЛДПМ опросы дают 20 процентов, ДПМ и либералам — по 10.
Если в новый парламент пройдут не четыре, а шесть партий, то расклад будет примерно следующим: ПКРМ — 32-33 мандата, ЛДПМ — 22-23 мандата, ДПМ и ЛП — по 12-13 мандатов, и Додон с Усатым — по 9-10 мандатов. При такой конфигурации не гарантировано даже простое сохранение СА. Коммунисты и социалисты требуют референдума по внешнеполитическому вектору. Додон и Усатый обещают денонсировать СА, коммунисты, как минимум, намерены его тихо саботировать.
Американцам и европейцам нужен какой-то нестандартный шаг, пиар-«бомба», которая убедила бы молдаван в том, что проевропейский курс — это не просто бла-бла-бла. Ничего более эффектного, чем уголовные дела против «большой рыбы», представить невозможно. А если вы попросите молдаван назвать двух самых хищных и крупных коррупционных акул, они не задумываясь укажут на двух Владов.
Дмитрий Чубашенко
На этой неделе парламент Молдовы ратифицировал Соглашение об ассоциации с ЕС, после его утверждения парламентами 28 государств—членов ЕС оно вступит в силу.
Для реализации этого гигантского по объему документа понадобится много лет кропотливой работы. Семь разделов, 435 статей, 35 приложений, 4 протокола, список из 450 директив с десятками тысяч страниц европейского законодательства, формирование Совета ассоциации, Комитета ассоциации, Парламентского комитета ассоциации, платформы гражданского общества ассоциации, конвергенция внешней политики и политики безопасности ЕС и Молдовы и многое, многое другое потребует усилий не одного парламента и правительства. Но уже в июле этот парламент уйдет на летние каникулы, а когда депутаты вернутся на рабочие места в сентябре, они попадут в самое пекло кампании по выборам нового парламента. Народным избранникам и партийным лидерам будет не до СА. Махать им, как флагом, можно будет, но практически выполнять его до выборов 30 ноября никто не станет. Не факт, что к этой дате оно даже пройдет всю процедуру ратификации и вступления в силу в странах ЕС.
Никакого положительного эффекта от реализации Зоны свободной торговли с ЕС в ближайшее время ждать не приходится. Но зато реальны негативные последствия для экономики, порожденные реакцией России на СА.
Россельхознадзор уже объявил, что с 1 сентября переводит Украину и Молдову на ветеринарные сертификаты Таможенного союза, поскольку считает, что подписанием СА эти страны автоматически вышли из соглашения СНГ по ветеринарии. Кишинев и Киев могут долго объяснять, что это не так, но решение Москвы уже объявлено. Председатель российского правительства Дмитрий Медведев предупредил, что РФ имеет право перейти на новые условия с теми, кто подписал СА. Ранее представители России говорили, что речь может идти об отмене нулевых пошлин в торговле с Украиной и Молдовой и доведении их до уровня, предусмотренного договоренностями в рамках ВТО. Россия будет относиться к Украине и Молдове как к третьим странам, не входящим в СНГ, в том, что касается ветеринарных, санитарных, технических норм и стандартов. Будет ужесточаться миграционный режим. 1 января 2015 года начнет действовать Евразийский экономический союз с общим рынком товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Украина и Молдова станут для него просто чужими, такими же, как Германия, Австралия или Чили. СНГ будет все больше превращаться в чисто декоративный дискуссионный клуб, а реальные решения будут приниматься на других интеграционных площадках. Молдова окажется за пределами и ЕАЭС, и ЕС, а зоны свободной торговли с СНГ и с ЕС будут несовместимы друг с другом.
Какие-то болезненные для Молдовы меры могут быть предприняты Россией уже до выборов в парламент. Например, тот же Россельхознадзор найдет в молдавских яблоках какую-нибудь вредоносную для здоровья россиян тлю, или объявит, что это, на самом деле, не молдавские яблоки, а реэкспортируемые в рамках ЗСТ с ЕС польские, которым путь в Россию заказан.
Ограничительные меры со стороны России будут представляться и восприниматься как результат СА, подрывая его авторитет в глазах избирателей. Компенсировать потерю российского рынка переориентацией на рынки ЕС быстро не получится. А может быть, вообще никогда не получится.
Правящей коалиции надо будет как-то объяснять избирателю, почему после вступления в силу СА дела пошли хуже. Властям, кровь из носу, нужно будет продемонстрировать если не экономический, то какой-нибудь другой положительный результат СА. Реально такой эффектной демонстрацией плюсов соглашения может быть только показательная публичная порка коррупционеров самого высокого уровня. Наиболее подходящие кандидатуры для этого — экс-премьер Влад Филат и экс-вице-спикер парламента Влад Плахотнюк. В общественном сознании и у первого, и у второго на лбу невыводимая татуировка — «ВОР». И люди хотят, чтобы такие сидели в тюрьме. США и Евросоюзу — а сегодня в Молдове все решают они — ничего не стоит бросить молдаванам несколько костей в виде громких антикоррупционных уголовных дел.
В Молдове много «проевропейских башибузук», которые изображали экстаз в момент ратификации СА. Но как показал опыт Османской империи, как-то обуздать и организовать таких мародеров нет никакой возможности. Единственный способ их нейтрализовать — обезоруживать и отдавать под суд. Скольких «башибузук», которые верно служили ЕС и имели перед ним какие-то заслуги, этот самый ЕС сдал в утиль! «Слить» нескольких авторитетных молдаван европейцам ничего не стоит, тем более что старый состав Европейской комиссии к осени уйдет, а у новых еврокомиссаров перед молдавскими «проевропейскими» коррупционерами как бы и нет никаких моральных или иных обязательств.
Нам ведь говорят, что СА даст Молдове хорошую юстицию и поможет побороть коррупцию. Очень хорошо. Но говорить — не мешки таскать. Это нужно доказать конкретными делами, в том числе уголовными. И сделать это надо очень быстро, еще до выборов в парламент. Патетическое «Лидеры Альянса ведут Молдову в Европу, а самих себя — в тюрьму!», многократно не повторенное только самым ленивым «нобелевским стипендиатом», не должно остаться пустой фразой, иначе европейский пар тоже уйдет в свисток. Людей нагло и жестоко обманули с 7-м апреля, пообещав представить доказательства фальсификации выборов, злоупотреблений режима и, как итог, «Молдову без Воронина и коммунистов». Ничего этого сделано не было, расследование преступлений 7 апреля спустили на тормозах, а бенефициары этих преступлений, цинично использовавшие наивную толпу в своих целях, по очереди вступали в сговор с Ворониным. Если и с евроинтеграцией обманут, как с 7-м апреля — сердце молдаван будет совсем разбито.
Филат и Плахотнюк не должны баллотироваться в следующий парламент Молдовы — это очевидно. Если они окажутся в каких-то списках, а тем более возглавят их, это будет полная профанация СА. Европейцы это ясно понимают. И у них достаточно рычагов, чтобы убедить нынешних лидеров ЛДПМ и ДПМ не доводить дело до абсурда.
Не может Филат, отправленный в отставку по обвинению в коррупции, идти на выборы под проевропейскими лозунгами, главный из которых — борьба с коррупцией. Про Плахотнюка вообще говорить не приходится. Того хоть и не отправляли в отставку с таким «волчьим билетом», как у Филата, но репутация у него еще хуже, чем у председателя ЛДПМ.
В кулуарах кишиневской политики уже говорят, что предвыборные списки ЛДПМ и ДПМ возглавят Юрие Лянкэ и Игорь Корман как политики, на которых не стоит клеймо «ВОР». Но и при таком выборе эти партии тоже могут оказаться в ловушке. Если до сих пор перед Лянкэ и Корманом стояла сугубо дипломатическая задача обеспечить подписание СА, то после выборов в парламент новой власти предстоит сделать что-то реальное для улучшения жизни людей. Дальше надо заниматься не паркетной дипломатией, а экономикой и социальной сферой. Не могут страной руководить до бесконечности дипломаты, когда-то за дело должны взяться практические люди, которые обеспечат конкретные перемены к лучшему.
До того, как Партия коммунистов не начала трещать по швам, все было более или менее черно-белым. Коммунисты и «проевропейцы» брали примерно равное количество голосов, но после перераспределения мандатов большинство все равно снова оказывалось в руках «проевропейцев». После ухода «группы Ткачука», утраты поддержки со стороны России, ступора в партийной прессе, растерянности и апатии внутри партии, ПКРМ уже потеряла не менее 10 процентов голосов, то есть опустилась до 30 процентов и ниже. На таком фоне шансы проскочить в парламент появились у партий Игоря Додона и Ренато Усатого, и это уже отражают социологические опросы, в том числе американские. ЛДПМ опросы дают 20 процентов, ДПМ и либералам — по 10.
Если в новый парламент пройдут не четыре, а шесть партий, то расклад будет примерно следующим: ПКРМ — 32-33 мандата, ЛДПМ — 22-23 мандата, ДПМ и ЛП — по 12-13 мандатов, и Додон с Усатым — по 9-10 мандатов. При такой конфигурации не гарантировано даже простое сохранение СА. Коммунисты и социалисты требуют референдума по внешнеполитическому вектору. Додон и Усатый обещают денонсировать СА, коммунисты, как минимум, намерены его тихо саботировать.
Американцам и европейцам нужен какой-то нестандартный шаг, пиар-«бомба», которая убедила бы молдаван в том, что проевропейский курс — это не просто бла-бла-бла. Ничего более эффектного, чем уголовные дела против «большой рыбы», представить невозможно. А если вы попросите молдаван назвать двух самых хищных и крупных коррупционных акул, они не задумываясь укажут на двух Владов.
Дмитрий Чубашенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий