В феврале–марте 2012 года тысячи людей выходили по выходным на центральную площадь Кишинева. Одни участвовали в митингах Гражданского комитета, объединявшего представителей разных политических взглядов, другие – в акциях Гражданского конгресса, организованного ПКРМ.
И те, и другие требовали роспуска правящего альянса, организации досрочных выборов, соблюдения Конституции страны. И те, и другие надеялись, что власть их услышит.
Власть их не только не услышала, но объявила об окончании политического кризиса после того, как 16 марта 2012 года, в нарушение всех конституционных норм, был избран глава государства. У людей наступило разочарование. Растворился в воздухе Гражданский комитет – первое неформальное объединение граждан в борьбе против правящего режима. Исчезли с площади флаги Гражданского конгресса. В конце концов, вернулась в парламент бастующая коммунистическая оппозиция.
Все ниже, и ниже, и ниже
Прошел год, за который уровень жизни в Молдове съехал еще на несколько метров вниз. Если в марте 2011 года, согласно результатам Барометра общественного мнения (БОМ), им были недовольны 73% граждан страны, то в ноябре 2012-го тот же БОМ показал уже 88%. Если в ноябре 2011 года 83,5% жителей считали, что страна движется в неверном направлении, то, по результатам мартовского опроса Института маркетинга и опросов IMAS, эта цифра возросла до 86%.
Вопрос «что делать?» каждый решает по-своему. Самые мобильные и активные либо уже распрощались навсегда с некогда цветущей Молдовой, либо сидят на чемоданах. Самые упорные предпочитают бороться за право существования здесь.
Где взять героя-объединителя?
Последние полгода на интернет-форумах, в частных разговорах все чаще проскальзывает мысль о том, что надо объединять общество и каким-то образом решать проблему смены власти. И девяносто процентов дискуссий заканчивались тем, что нужен организатор. Но с Данками в стране напряженка. Неформальные лидеры, общественные организации и движения, мелкие политические партии могут сплотить вокруг себя лишь небольшую группу людей, озабоченных интересами социума. За примерами далеко ходить не надо: много ль народу собирают акции протеста, организованные, скажем, «Патриотами Молдовы»?
А ведь цель протестов благая: речь идет о защите государственности, над которой навис дамоклов меч евроинтеграции под крышей соседки-Румынии, о которой так любят говорить некоторые политологи и о которой мечтают правящие либералы.
Идея коммунистов возродить придуманный ими Гражданский конгресс (ГК) упала на подготовленную почву. Сегодня теоретически мысль заключается в объединении здоровых сил общества на борьбу с погрязшим во внутренних противоречиях, раздорах, коррупции правящим альянсом. Завтра – уже как пойдет: сможет новорожденная (или перерожденная) структура работать самостоятельно, превратившись, в конце концов, в некую Общественную палату, к мнению которой будет прислушиваться любая власть, сможет обходиться без направляющих партийных сил, – отлично. Нет – уже не власть, а общество докажет свою несостоятельность.
Люди, подхватившие инициативу коммунистов, должны понимать, какую ответственность они на себя взвалили.
Pro и contra
Cреди этих людей немало критиков ПКРМ. Нельзя назвать безусловным симпатизантом партии председателя Конгресса народов Молдовы Руслана Попа, который, тем не менее, откликнулся на призыв коммунистов стать членом ГК. Попа признается, что «клюнул» на идею объединения и последующего превращения ГК в некую надпарламентскую структуру. Ему принадлежит идея составить меморандум о сотрудничестве и подписать его со всеми парламентскими и непарламентскими политформирования, чтобы избавить конгресс от любой партийной опеки.
Не является сторонником ПКРМ и правозащитник Виталий Возной. «Я решил участвовать в ГК, потому что поверил в возможность установления гражданского контроля путем законного гражданского сопротивления, в сотрудничестве с самыми различными организациями», – объясняет он. «Но, – добавляет Возной, – посмотрю, насколько ''гражданским'' окажется этот конгресс».
Готовы поддержать акции конгресса «Патриоты Молдовы», сообщил лидер данного политформирования Михаил Гарбуз. 29 марта члены этой партии уже участвовали с представителями ГК в пикете перед зданием МВД, где манифестанты требовали наказать полицейских, применивших силу против участников мирной акции перед резиденцией президента 28 марта. «Но, – добавляет Гарбуз, – вливаться в ряды конгресса мы не будем, потому что это детище ПКРМ. Я с уважением отношусь ко многим членам этой партии, но мне не нравится, что делает ее руководство».
По этой же причине – «детище ПКРМ» – не примкнет, по крайней мере сейчас, к ГК Социал-демократическая партия. Эта структура была сформирована еще в 2011 году, напоминает лидер СДПМ Виктор Шелин. И как бы ни отстранялись коммунисты от участия в ее организации, это бренд. Тема участия партии в деятельности возрождающегося ГК не будет обсуждаться социал-демократами до тех пор, пока не будет реализовано заключенное в конце года соглашение между ними и коммунистами об объединении усилий по «продавливанию» в парламенте организации референдума о вступлении Молдовы в Таможенный союз и создании объединенной парламентско-внепарламентской оппозиции. По мнению Шелина, эта оппозиция должна достучаться до всего гражданского общества, которое гораздо шире, чем Гражданский конгресс.
Тестовая площадка и силушка богатырская
Политический аналитик Валерий Осталеп считает, что у Гражданского конгресса «есть все предпосылки, чтобы стать определенной платформой, на которой можно протестировать сущность гражданского общества в стране». Такая неформальная структура, объединившая людей, готовых принять участие в решении общих для всех граждан Молдовы идей, структура, существующая не на зарубежные гранты или какие-то другие денежные вливания, действующая не на основании партийных директив, появилась в стране впервые. Сможет ли она сформироваться, сцементироваться и выжить, покажет время.
ГК сможет разбудить граждан от спячки, надеется экс-посол Молдовы в Китае, академик Виктор Боршевич. «Сказка о ''чудесной истории успеха'' Молдовы рухнула, породив настолько сильный политический шок в нашем обществе, что его остановившееся было коллективное сердце вздрогнуло, и в нем снова стал прослушиваться четкий гражданский пульс», – пишет он в одной из своих статей.
По большому счету, неважно, какая сила сыграла роль кардиостимулятора. При правильном подходе к собственному здоровью пациент очень быстро перестает зависеть от врачей и медикаментов. Если лидеры Гражданского конгресса сумеют удержаться от взаимных упреков, обид и амбиций, неминуемых при коллективном начале любого дела, то в стране действительно может появиться новая структура, которая возьмет под свой контроль и парламент, и правительство, и прокуратуру. Если «сцепки» не произойдет – не будут определены общие цели и задачи, правила игры с политическими партиями, стратегия и тактика работы, то общество вернется в спячку, теперь уже гораздо более длительную, чем полярная ночь. Очень бы хотелось, чтоб получилось. Честно. Политики, добравшись до местного Олимпа, довольно быстро утрачивают чувство реальности. И если общество не берет над ними контроль, то это делают другие. В результате мы получаем современную Молдову.
Люди, подхватившие инициативу коммунистов, должны понимать, какую ответственность они на себя взвалили.
Юлия Семенова, руководитель портала eNews
Комментариев нет:
Отправить комментарий